Советская техника Зимней войны

Можно не любить и даже ненавидеть сталинский режим, но одно необходимо признать: в части разработки самой разнообразной техники в 30-е годы советские инженеры делали невозможное. Успешных и безуспешных моделей военных машин были десятки, и многие из них проходили испытания боем в войне с Финляндией. Мы не беремся составлять полный перечень и лишь перечислим транспортные средства, которые показались нам особенно интересными.

Грузовик ЯГ

Масса: 6 800 кг.

Длина: 6 990 мм.

Двигатель: бензиновый шестицилиндровый объемом 7 л мощностью 93 л.с.

Когда речь заходит о советских грузовиках, все вспоминают легендарную полуторку ГАЗ-АА, реже — трехтонный ЗИС-5. Мало кто вспомнит грузовики Ярославского автозавода — ЯГ. Они были заметно крупнее ГАЗов и ЗИСов, и в трехосном исполнении ЯГ-10 мог перевозить 8-10 тонн груза. Основной мотор был импортный — американский Hercules, хотя известны модификации с немецким мотором MAN и дизелем Beardmore.

autowp.ru_yaaz_yag-10_2.jpeg
image.jpg

Фото: Wikipedia.ru



Часть грузовиков ЯГ использовали как шасси для артиллерийских установок, и в этом амплуа они были задействованы в Зимней войне. Почему советское командование поставило крест на тяжелых грузовиках, остается только догадываться. Вероятно, было решено, что с перевозками людей и грузов прекрасно справляются ГАЗы и ЗИСы, а для самоходных артиллерийских установок в силу изначально лучшей проходимости больше подходит гусеничный транспорт.

Броневик ФАИ

Масса: 2 280 кг.

Длина: 4 325 мм.

Двигатель: бензиновый четырехцилиндровый объемом 3.2 литра мощностью 40 л.с.

Вооружение: пулемет ДТ.

ФАИ расшифровывается как «Форд-А Ижорский». Нетрудно догадаться, что машина изначально сделана (как и знаменитый ГАЗ-А) на фордовском шасси и выпускалась на Ижорском заводе в Колпино под Ленинградом. В серию машина пошла в 33-м, а в 36-м появилась новая модификация на шасси ГАЗ М-1 («эмка»).

Боевое крещение ФАИ получил в Испании, повоевал на Озере Хасан и реке Халкин-Гол, а в боях с финскими войсками принимали участие обе модификации — как старая, так и новая.

Продвигаться вглубь Карельского перешейка было сложно даже на танках, поэтому использование броневиков было достаточно ограниченным. Заднеприводные машины (полноприводных броневиков советская промышленность в те времена не выпускала) показали во всей красе свою плохую проходимость и недостаточную управляемость на снегу.

Впрочем, и в таких условиях они выполняли важные задачи по сопровождению автомобильных колонн, патрулированию дорог, охране штабов и других объектов. Несмотря на отсутствие ярких эпизодов с броневиками в ходе финской воны, эти простые труженики дорог прочно засели в летописи боев той далекой зимы.


FAI_armoured_car.jpg

Фото: Wikipedia.ru



Тягач «Коминтерн»

Масса: 10 500 кг.

Длина: 5 765 мм.

Двигатель: бензиновый объемом 15 л мощностью 131 л.с.

Масса прицепа: 12 т.

Один из первых советских тяжелых гусеничных тягачей строили на Харьковском паровозостроительном заводе с использованием компонентов ходовой части танка Т-24. В 1934 году с конвейера сошел первый серийный экземпляр, а в 1937-м «Коминтерны» приняли участие в параде на Красной площади.

С современной точки зрения, у этого тягача были две любопытные «фишки». Во-первых, «праворульная» компоновка, конечно, шоферской «баранки» в тягаче не было, были рычаги. Да-да, водитель в кабине, позаимствованной у грузовика ЗИС-5, сидел справа. Во-вторых, двигатель — бензиновый четырехцилиндровый чудовищного объема в 15 литров и верхнеклапанный. Надо сказать, что в 30-е годы подавляющее большинство моторов были с нижним расположением клапанов и распредвала.

Помимо финской войны, «Коминтерны» использовали на Халкин-Голе. Уже в 1940-м их сняли с производства, заменив куда более эффективными тягачами «Ворошиловец». Те имели «серьезные» дизельные танковые моторы V12 мощностью 375 л.с. и могли тащить уже не 12, а все 22 тонны. Тем не менее «Коминтерны» прошли всю Вторую мировую и, помимо военных операций, использовались в мирных целях.


Voroshilovets_artillery_tractor.jpg

Тягач «Ворошиловец». Фото: Wikipedia.ru



Тяжелые танки СМК и Т-100

Финская война стала «кладбищем» не только для 125 тысяч советских бойцов, но и для тупиковой концепции сверхтяжелых многобашенных танков. Опытные образцы СМК («Сергей Миронович Киров») и Т-100, каждый из которых был сделан в единственном экземпляре, не слишком удачно показали себя в карельских снегах и после Зимней войны не использовались. По массе и размерам они существенно превосходили известные любителям военной истории танки КВ («Климент Ворошилов») и ИС («Иосиф Сталин»).

Использование таких громадин в военных операциях на Карельском перешейке оказалось неэффективным. В боях за укрепленный район Сумма-Хоттинен в декабре 39-го СМК подорвался на замаскированном фугасе — взрывом разбило гусеницу и направляющее колесо («ленивец»). Из-за огромной массы (55 тонн) его не удалось отбуксировать даже более крупным Т-100 вместе с «младшим» Т-28.

СМК пришлось в итоге бросить на нейтральной территории. Уже после окончания боев на линии Маннергейма к месту бесславного конца пути тяжеловеса удалось подогнать шесть (!) танков Т-28. Только их усилиями махину сумели оттащить до ближайшей железнодорожной станции Перк-Ярви (ныне — Кирилловское), где разобрали и отправили на Кировский завод. Там он стоял на задворках вплоть до начала 50-х, а после был переплавлен.


Танк_Т-100.jpg


Сверх тяжелый танк Т-100. Фото:
Wikipedia.ru



Т-100, который пережил бои в районе Сумма-Хоттинен и дошел до конца финской кампании, ждала немногим более веселая участь. На вооружение его так и не приняли и с началом Великой Отечественной переправили сначала в Казань, а затем — в Челябинск, где его следы и затерялись.

С танком СМК связана любопытная советская легенда. Будто бы финские разведчики открутили крышку люка механика-водителя, чтобы изучить состав стали. А сталь якобы была не броневая, а обычная, так как бронированную крышку к опытному танку прислать в срок не успели. И продали потом финны этот секрет немцам, а те сделали вывод, будто бы советские танки все сплошь сделаны из «сырой» стали. И эта дезинформация врага помогла Красной армии выигрывать танковые бои в Великую отечественную.

На самом деле все это, конечно, неудачная попытка советских послевоенных писателей выставить и финнов, и немцев дураками. СМК был доступен для финских инженеров целиком, но он их не заинтересовал и простоял до конца войны полностью комплектным. Финны, не имевшие своего танкового производства, активно использовали трофейную советскую технику, вот только интересовали их в первую очередь танки Т-26 и Т-28.


СМК.jpg


Сверх тяжелый танк СМК. Фото:
Wikipedia.ru




Читайте также: