Семейный автомобиль: универсал, компактвэн или кроссовер?

Семейный автомобиль

УНИВЕРСАЛ

Универсал

Когда речь заходит об универсалах, любой уважающий себя российский водитель в первую очередь вспомнит о вместительности багажника, о том, как много можно перевезти стройматериалов и мешков с картошкой. Чаще всего универсалы воспринимаются нашими автолюбителями как некая альтернатива легкому коммерческому транспорту. Главная цель, которой они хотят добиться, – совместить в своей машине грузопассажирскую функциональность и комфорт легкового автомобиля.

За:

Большой объем багажника – первое, что привлекает в универсале. Перевозка вещей, коробок и другой бытовой утвари с помощью такого автомобиля упрощается в разы по сравнению с обычной легковушкой. К тому же не стоит забывать о функциональности кузова «универсал»: складывающиеся задние сиденья позволяют превратить машину в почти полноценный фургон.

Багажник универсала

Как бы странно ни звучало, но еще одним плюсом автомобиля в этом кузове является то, что он в сравнении с седаном и хэтчбеком длиннее и тяжелее. Благодаря чему машина устойчивее стоит на дороге, а также обладает более мягким и плавным ходом.

Против:

При всех плюсах универсала не стоит забывать, что все-таки он остается обычной легковушкой. Так что не пытайтесь съезжать на нем с асфальта и пытаться впихнуть в него столько же поклажи, сколько вы могли бы загрузить в какой-нибудь коммерческий «каблучок».

Едва ли не главным аргументом против покупки универсала является его внешний вид. Далеко не всем нравятся его форма и дизайн, а сравнение с катафалком прочно засело в головах российских автолюбителей.

Универсал

Не следует также забывать, что в большинстве случаев универсалы дороже седанов и хэтчбеков. Отчасти этому есть и объективные причины (больше материала для производства), но в основном производители предлагают универсалы только в топовых комплектациях и с мощными двигателями. Хотя есть и исключения.

Выбор:

Самым дешевым универсалом в России сейчас является модель Lada Kalina. Базовая версия оценивается в 334 500 рублей. Логично, что и две следующие позиции занимают представители отечественного автопрома: Lada Priora (от 384 000 рублей) и Lada Largus (от 384 000 рублей).

Lada Kailna
Lada Largus
Lada Priora
Lada Kailna
Lada Priora

Наш обозреватель проехал не одну сотню километров на Lada Kalina универсал. Какие выводы он сделал, узнаете в нашем тест-драйве.

Если же вам не по душе машины, собранные на АвтоВАЗе, можно обратить внимание на иностранных представителей редкого для нашего рынка сегмента универсалов класса «B»: Skoda Fabia Combi и Seat Ibiza ST. Потратить на них вам нужно будет больше полумиллиона рублей, зато не придется становиться владельцем Жигулей.

Skoda Fabia Combi
SEAT Ibiza SR
Skoda Fabia Combi

В основном автомобили в кузове «универсал» встречаются в гольф-классе. Один из самых популярных вариантов – Chevrolet Cruze SW. Несмотря на пугающую начальную стоимость 710 000 рублей, практически все дилеры Chevrolet готовы предложить значительную скидку на модель. Ну и конечно, какой же разговор о гольф-классе без упоминания Ford Focus. Версия Wagon обойдется минимум в 745 000 рублей, но даже новые машины 2014 года дилеры готовы отдавать на 70 тысяч дешевле.

Ford Focus
Chevrolet Cruze
Chevrolet Cruze

КОМПАКТВЭН

Компактвэн

Несмотря на все свои достоинства, в России автомобили этого класса пользуются невероятно малым спросом по сравнению с тем, который имеют в странах Европы и Америке. Отчасти это связано с менталитетом наших покупателей, для которых автомобиль в первую очередь является показателем статуса, с чем компактвэны справляются, наверное, хуже всего.

За:

Большой и просторный салон, удобство посадки, вместительный багажник, а некоторые модели могут похвастаться еще и семиместным салоном. С одной стороны, все те же функции присущи и добротному универсалу, вот только мало какой из них предложит такой простор, которым обычно наделены компактвэны. Большая площадь остекления и высокая посадка позволяет значительно увеличить обзорность с водительского места.

Багажник компактвэна

К тому же эти машины изначально заточены под нужды семейных автолюбителей, а значит, отвечают всем их потребностям. К примеру, редкий универсал обладает такими возможностями трансформации салона, как практически любой компактвэн.

Против:

К сожалению, за функциональность и просторный салон зачастую приходится платить внешними данными машины, именно поэтому большинство компактвэнов похожи на громоздкие коробки на колесах. Некоторым, конечно, это может и понравиться, но российским покупателям, долгое время не признававшим ничего, кроме седанов, придется еще не один год привыкать к компактвэнам.

Kia Venga

Цена также является весьма отпугивающим фактором. Большинство действительно вместительных и функциональных компактвэнов сравнимы по стоимости с базовыми модификациями кроссоверов либо с топовыми исполнениями универсалов гольф-класса, так что не стоит удивляться их не слишком большой популярности.

Выбор:

Самый популярный и по совместительству самый доступный компактвэн в России – Nissan Note. Японцы просят за него 529 000 рублей. Собственно говоря, именно поэтому в прошлом году продажи Note достигли рекордных значений для этого класса – владельцами модели стали 9 617 человек. Далее следует Chevrolet Orlando, автомобиль, в классификации которого обычно возникает некоторая путаница. Кто-то считает его все-таки универсалом, а некоторые умудряются увидеть в нем даже кроссовер. В любом случае покупателю придется выложить минимум 822 000 рублей.

Nissan Note
Chevrolet Orlando
Nissan Note

Почему далеко не самый дешевый компактвэн Chevrolet Orlando столь популярен в России, стало ясно в ходе проведения тест-драйва.

Присутствует на рынке также и «старичок» Opel Zafira Family, который, несмотря на свой возраст, продается гораздо лучше своего же нового поколения Zafira Tourer. Купить Зафиру можно, имея 804 000 рублей. Для желающих обладать компактвэном и при этом автомобилем с престижным шильдиком на капоте всегда есть Mercedes-Benz B-class по цене от 1 020 000 рублей.

Mercedes-Benz B-class
Opel Zafira Family
Opel Zafira Family

КРОССОВЕР

Кроссовер

О том, почему сегмент кроссоверов является самым быстроразвивающимся на рынке, можно рассуждать часами. Но скорее всего, ответ кроется в самом названии машины – «кроссовер». Звучит завораживающе и сразу дает почувствовать мощь автомобиля, похожего на джип. И неважно, что большинство современных кроссоверов на деле представляют собой просто хэтчбеки с увеличенным клиренсом.

За:

Дорожный просвет – первое, что приходит на ум после упоминания о представителях этого сегмента автомобилей. И пусть постепенно кроссоверы становятся все ниже и приземистее, они по-прежнему выше большинства легковых моделей.

Полный привод для большинства потенциальных владельцев кроссоверов не является обязательным атрибутом. Многие не хотят переплачивать за привод на четыре колеса, а большинству он и не нужен для передвижения исключительно в городских условиях. Однако не считать это конкурентным преимуществом было бы неправильным.

Кроссовер

По простору в салоне кроссоверы идут вровень с большинством компактвэнов. Но, в отличие от них, практически все кроссоверы, даже самые «городские», имеют повышенную посадку. Да и объем багажника вполне соответствует требованиям семейных автолюбителей.

Против:

Цена на кроссоверы является самым отпугивающим фактором. Автомобиль в добротной комплектации с полным приводом и автоматической трансмиссией стоит в районе миллиона рублей. Редкий универсал гольф-класса доберется до этой отметки.

Volkswagen Tiguan

К тому же нельзя забывать, что любой кроссовер дороже легковушки в сервисном обслуживании. Да и банальные бытовые затраты вроде резины или мойки не порадуют любителя экономить.

Выбор:

Самый популярный и самый доступный европейский кроссовер нашего рынка – Renault Duster. Его владельцами в прошлом году стали 83 702 автолюбителя. Именно базовая цена 492 000 рублей является главным козырем модели. Но даже несмотря на регулярные подорожания Дастера, до ближайшего европейского или японского конкурента в плане цены ему еще очень далеко.

Какими преимуществами, помимо цены, обладает Renault Duster в сравнении с конкурентами, определил наш сравнительный тест-драйв.

Есть еще и представители класса компактных кроссоверов вроде Opel Mokka (от 755 000 рублей) и Nissan Juke (от 675 000 рублей), но рассматривать их как автомобили для семейных людей не очень уместно, так как практически любой универсал или компактвэн даст им фору и по вместительности, и по функциональности.

Nissan Juke
Opel Mokka
Opel Mokka

На рынке присутствуют также китайские альтернативы вроде Lifan X60 или Chery Tiggo, однако при всем уважении к развивающемуся автопрому из Поднебесной, пока рано рассматривать их как реальных конкурентов представителей более именитых марок.

Какой из пары самых популярных китайских кроссоверов в России оказался лучше, узнаете в нашем сравнительном тест-драйве.

Из более крупных вариантов стоит обратить внимание на самый свежий продукт Nissan – новый Qashqai. Несмотря на ощутимое подорожание, модель остается очень привлекательным вариантом с точки зрения цены. За базовый Кашкай просят минимум 848 000 рублей. Есть еще вариант с обновленным Skoda Yeti (от 729 000 рублей), который, лишившись своих фирменных «глаз», стал гораздо более строгим в плане дизайна.

Skoda Yeti
Nissan Qashqai
Nissan Qashqai

Вне зачета

Помимо традиционных компактвэнов и кроссоверов в нашей стране представлен также практически уникальный автомобиль, соединяющий в себе черты машин обоих классов: полноприводный компактвэн Seat Altea Freetrack. Полный привод, высокий клиренс, пластиковая защита не только кузова, но и элементов конструкции под днищем и при этом – однообъемный кузов и вместительный салон с широкими возможностями трансформации. О том, как выступил Altea Freetrack в роли дачника, а также о его плюсах и минусах в сравнении с традиционным кроссовером прочитаете в наших тест-драйвах, кликнув на фотографии внизу.