Saab 9-3 Aero: Вопросы Aeroдинамики

Saab 9-5 Aero, побывавший на тесте «Колёс» (см. мартовский номер), успел ответить на многие вопросы, но точки над «i» не расставил. Причина тому – еще один «Аэро Saab». Как вы, наверное, уже догадались, речь идет о 9-3 Aero, прямом наследнике славы 175-сильного 900 Aero образца 1984 года. Автомобиль этот встречается редко не только в наших краях, в производстве находится последние месяцы, поэтому упустить возможность попробовать его было бы непозволительной роскошью. Тем более что в памяти еще свежи впечатления от знакомства с его старшим братом.

Saab 9-3 Aero

«Пятерка» в целом нам понравилась: настоящий дорожный самолет бизнес-класса. Отсюда – образцовая эргономика, захватывающая дух динамика, отличная плавность хода и автоматическая коробка передач, помогающая сглаживать «турботолчки». Однако стремление обеспечить высокий уровень комфорта привело к потерям в спортивности – среди возникших претензий главная касалась нехватки обратной связи на руле на высоких скоростях. Теперь нам предстояло выяснить, копирует ли «трешка» «пятерку» или у нее собственный, независимый характер?

Основания подозревать 9-3 во внутрикорпоративном плагиате у нас были. Судите сами: 9-3 построен на платформе сверхпопулярного у нас Opel Vectra первого поколения, 9-5 – на платформе его преемника. Если говорить о дизайне, то машины свято хранят огонь фирменного стиля: обе крутолобые, с хищными вытянутыми передками и вздымающимися поясными линиями. В статике «Саабы» массивны до неуклюжести и в то же время элегантны; в движении чудесно преображаются, становясь легкими и стремительными.

Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero

Что касается салонов, то они получены методом клонирования: с первого взгляда не сразу и поймешь, за рулем какой из машин оказался: овалы передней панели, расположение приборов – один-в-один. Второй взгляд следует обратить на центральную консоль: если она сплошняком ниспадает к рычагу КПП, то это «пятерка», если она двухэтажная – значит, вы в «трешке». Другие отличия надо еще поискать. Может, оно и к лучшему, поскольку сидеть в обоих автомобилях исключительно удобно, и даже задние пассажиры 9-3 особо не жалуются на тесноту. Разочаровало лишь отсутствие в «трешке» регулировки рулевой колонки по высоте, которое приходится компенсировать регулировкой по длине и настройками кресла. Досадный промах, учитывая, что этот автомобиль в большей степени ориентирован на водителя.

И все же 9-3 Aero выглядит агрессивнее, чем одноименный 9-5. Семнадцатидюймовые «катки» со сдвоенными пропеллерами дисков удачно дополняют энергичную обвеску кузова, а спинки кожаных сидений украшены оттиском turbo (хотя надпись эта малоинформативна – современных «саабов» без турбонаддува не бывает). Практика показала, что эта агрессивность – не напускная. Легко тронувшись с места, автомобиль начинает плавно набирать скорость, а пару мгновений спустя от плавности не остается и следа. Протяжно взвизгнув резиной, 9-3 катапультируется и начинает набирать скорость с жадностью, достойной идущего на взлет истребителя. Опомниться успеваешь как раз к тому моменту, когда стрелка тахометра оказывается вблизи красной зоны и наступает пора переключаться. Вторая передача – легкая заминка – вновь бросок вперед, третья, четвертая… Столбы и деревья мелькают со стробоскопической частотой, и лишь дома, проносясь мимо, еще ухитряются сохранять достоинство. Причем трехзначные показания спидометра ничуть не напрягают – словно присосавшись к дорожному полотну, автомобиль идеально пишет траекторию, не требуя никаких подруливаний. Да-а-а, понятно, почему машина носит название Aero: в том диапазоне скоростей, для которых она создана, фундаментальные законы физики на равных правах дополняются законами аэродинамики.

Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero

Но это только на трассе, потому что в городе автомобиль становится излишне нервным – видимо, окружающая среда сказывается. Отдадим 9-3 Aero должное: с любыми конкурентами он расправляется в два счета, однако наступает время, когда спринтерские рывки на каждой передаче уже не приносят радости. Мощнейшие тормоза позволяют укротить неуемную прыть машины, однако продираться сквозь поток в режиме прыжок/клевок быстро утомляет – хорошо еще, что растянутые передаточные числа трансмиссии не вынуждают переключаться каждую секунду. Жесткая подвеска с завидным усердием передает на кузов дорожный профиль, не пропуская ни одной ямки; кроме того, неровности порой вызывают курсовые отклонения машины. Рулевое управление сдержаннее: не слишком острое, но с отличным распределением реактивного усилия. Сначала демонстрируя несколько недостаточную поворачиваемость, автомобиль затем охотно заныривает внутрь, лихо прочерчивает дугу и вылетает на прямую. 9-3 позволяет штурмовать виражи, балансируя на грани, поскольку рулевое обеспечивает водителя всей необходимой информацией. Уверенному входу в поворот способствует и двигатель, активно реагирующий на сброс газа: выпадая из турбозоны, он эффективно помогает тормозам погасить избыток скорости.

Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero
Saab 9-3 Aero

Что ж, можно только порадоваться, что под брэндом Aero шведы предлагают действительно разные автомобили: респектабельно-представительский 9-5 и полуспортивный 9-3, вполне достойный звания «горячий хэтчбек». Роднит же эти машины то, что в городе им тесновато – «аэронавтам» по душе простор магистралей.