Иностранный легион: зарубежные автомобили на службе в российской армии

IVECO LMV

Длина: 5 504 мм.

Дорожный просвет: 473 мм.

Двигатель: трехлитровый турбодизель IVECO F1D Common Rail EURO 3.

Максимальная мощность: 185 л.с.

Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП.

Привод: постоянный полный.

Расход топлива: 14 л/100 км.

Стоимость: 500 000 долларов.

Если не обращать внимания на «Мистраль», то IVECO LMV (она же «Рысь») можно назвать одной из самых спорных и дорогих закупок в армии России за последние несколько лет. Уж как только не сравнивали итальянский бронемобиль с отечественным «Тигром»…

И что же представляет собой «Рысь»? Армейский многоцелевой бронированный автомобиль с дизельным двигателем мощностью 185 л.с., бронируемый по 6-му классу, может нести на себе пулеметное вооружение, преодолевать брод глубиной 0,85 м или стенку высотой до полуметра. Впрочем, на последних испытаниях он показал не самую лучшую проходимость. Зато его салон, как говорят, комфортнее, чем у «Тигра», так что воевать можно с комфортом.

Iveco LMV поставляется из Италии в 11 стран. На вооружении в армии РФ он с 2009 года. Министерство обороны заключило контракт на поставку около 3 000 экземпляров. После скандала с экс-министром Сердюковым от 1 200 автомобилей отказались, но те, что успели поставить, несут-таки службу в войсках.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Фото: Wikipedia.org

МЗКТ 8021

Длина: 11 105 м.

Дорожный просвет: 320 мм.

Двигатель: ЯМЗ-75771.10.

Максимальная мощность: 400 л.с.

Трансмиссия: Allison HD4560P.

Расход топлива: 73л /100 км.

МЗКТ — это Минский завод колесных тягачей. Формально все тягачи его производства считаются иномарками. Пока никаких сложностей для нашей армии в связи с этим не возникало. Но так ведь и Украину еще год назад мало кто мог назвать вероятным противником… Но вернемся к самому тягачу.

Испытания трехосного полноприводного колесного шасси начались в начале 2000-х. Предназначаются для транспортировки ракетных комплексов массой до 20 т. Основная доля автомобилей используется для транспортировки систем ПВО «Печора-2М».

Существуют шасси с колесной формулой 6х6 и 4х4. Если 6х6 предназначается в основном для транспортировки пусковой установки, то на 4Х4 размещается командный пост управления. Так, в стандартное огневое подразделение «Печора-2М» входят восемь пусковых установок 5П73, два антенных поста УНВ-2М и кабина управления УНК-2М. Итого получается с десяток автомобилей.

Дизельный ЯМЗ-75771.10 в паре с шестиступенчатой коробкой Allison HD4560P позволяет развивать скорость до 60 километров, в том числе и по бездорожью.

305.png

Фото: topwar.ru

МЗКТ 79221

Длина: 22 700 мм.

Дорожный просвет: 475 мм.

Двигатель: ЯМЗ-847.10.

Максимальная мощность: 588 (800) (при 2100 об/мин).

Трансмиссия: гидромеханическая 4-ступенчатая + режим «Автомат».

Расход топлива: 240л/100 км.

Стоимость: 4 000 000 рублей.

Флагман минского предприятия. Смотришь на него и становится не по себе. Даже если не брать во внимание, что на борту тягача могут находиться ракетные комплексы мощностью до 300 килотонн… В общем, двадцатидвухметровый гигант белорусского производства умеет впечатлить.

Разработка шасси 79221 была начата в 1996 году, а первые тягачи сошли с конвейера в 2000-м. На борту установлен турбодизель, развивающий мощность до 800 л.с. Коробка автоматическая, но начальные две скорости необходимо включать вручную. Восемь осей, причем колеса первых и последних — управляемые. Для уменьшения радиуса поворота (18 м) и улучшения маневренности заднее колеса поворачиваются в противоположную сторону.

В основном тягач предназначается для транспортировки ракетного комплекса «Тополь-М» и его модификации «Ярс». Впрочем, шасси выпускается и для гражданских целей — МЗКТ 79221–100.

306.jpg

Фото: Wikipedia.org

МЗКТ 69221

Длина: 9 735 мм.

Дорожный просвет: 356 мм.

Двигатель: восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7513.10.

Максимальная мощность: 420 л.с.

Трансмиссия: ГМП-400.

Расход топлива: 70л /100 км.

Одна из самых последних и новаторских разработок МЗКТ — шасси 69221. Инноваций тут две. Во-первых, несущий кузов (!) вместо рамы. Да-да, прямо как у кроссовера вашей жены. Во-вторых, уникальная гидропневматическая независимая подвеска. В-третьих, гидромеханическая АКПП собственного производства (ГМП 400).

По замыслу разработчиков, МЗКТ 69221 должен был стать заменой гусеничному транспортеру ГМ-5955, на котором базировался комплекс «Тор». Модель получилась удачной — новое шасси ничем не уступает гусеничному предшественнику. Глубина преодолеваемого брода — 1,2 м. Максимальная скорость — до 80 км/ч. Грузоподъемность — 12 тонн.

На территории РФ он используется в качестве базы для ЗРС ТОР-М2 и ЗРК БУК. А также модификаций БУК-2М/2МЭ. Кроме того, МЗКТ 69221 стал базой для ракетного комплекса малой дальности — «Стилет».

307.jpg

На фото МЗКТ 69222

Фото: Wikipedia.ru

Volvo FMX

Длина: 8 600 мм.

Дорожный просвет: 340 мм.

Двигатель: D11C, D13A, D13B, D13C.

Максимальная мощность: 330–500 л.с.

Трансмиссия: I-Shift, Powertronic или c ручным переключением.

Расход топлива: 50–140 л/100 км.

Стоимость: около 7 000 000 рублей.

Расстояния, преодолеваемые тягачами и другими видами транспорта во время боевых действий исчисляются сотнями километров. А учитывая расход таких монстров, топливо течет не просто рекой, а бурлящей Амазонкой. В такие моменты очень важно иметь возможность быстрой дозаправки.

Дебютировавший на очередных войсковых учениях дозаправщик на базе шасси Volvo FMX пришелся по вкусу комиссии из Министерства обороны. Система (АТЗ) 12-10FMX40 представляет собой топливозаправочный комплекс АТЗ1210ФМ400, который в свою очередь базируется на шасси Volvo FMX 400 6х6. Если верить характеристикам, он позволяет заправлять до десяти единиц техники одновременно.

В зависимости от комплектации устанавливают 11- или 13-литровые дизельные двигатели мощностью до 500 л.с. Также есть выбор в трансмиссиях : автоматизированная I-shift, гидромеханический «автомат» Powertronic или же механическая коробка с ручным переключением.

Кстати, формально дозаправщик на базе FMX считается отечественным автомобилем, так как сборка модели происходит Калуге.

308.jpg

Что в итоге?

Кто может гарантировать, что в Беларуси к власти не придет прозападная оппозиция, которая там пусть и не так сильна, как в Украине, но все-таки существует? Пожалуй, никто.

Как, интересно, будет поступать российская армия, если наш южный сосед в одночасье превратится из друга во врага, остается лишь догадываться. И параллельно — учиться договариваться, чтобы дело никогда не доходило до реальной проверки боевых качеств этих автомобилей.