Hyundai Sonata lV с пробегом: дырявый кузов и датчики-предатели
Много машины за мало денег
Sonata была одной из первых моделей, которую начали продавать у нас официально еще в девяностые годы. И несмотря на размеры и невысокую цену, этот автомобиль всегда оставался в тени новых и “бэушных” европейских и японских машин.
С 2004 до 2012 года Сонату для России собирали в Таганроге. На конвейер поставили Sonata IV в версии после рестайлинга 2002 года. Вообще эту машину выпускали ещё с 1998 года, но изменения при рестайлинге были настолько значительными, что многие считают рестайлинговые и дорестайлинговые автомобили моделями разных поколений. И это не случайно: они очень непохожи внешне, да и дизайн салона и техническая начинка у них разные.
Sonata IV тагазовской сборки оказалась самым недорогим предложением в своем классе и долгое время пользовалась популярностью у служб такси и в корпоративных парках.

в Китае тоже поставили на производство только рестайлинговую версию, и там её выпускают до сих пор. Так что при поиске запчастей обратите внимание на обилие китайских комплектующих, многие из которых вполне приличного качества. А вот «настоящие» корейские машины до рестайлинга сильно обделены совместимыми запчастями. Впрочем, всегда возможен «апгрейд».
Несмотря на невысокую цену и максимальную практичность конструкции, Sonata с точки зрения техники способна немного удивить. Например, тут довольно продвинутые подвески (спереди двухрычажные, сзади — многорычажка), а моторы объёмом 2,5 и 2,7 л — шестицилиндровые. Убранство салона в «американском» стиле мало напоминает недорогих «корейцев» начала века.
Платформа Hyundai-KIA Y4, на которой создана машина, считалась топовой. На ней производили все флагманские модели, в том числе Hyundai Grandeur.

Многие элементы конструкции если не позаимствованы, то явно являются «наследственными» от Mitsubishi. В этом поколении Hyundai уже хорошо заметен корейский инжиниринг, но корни всех решений очевидны.
Удивляет цена оригинальных компонентов. Например, мы привыкли к тому, что двухрычажная подвеска — это дорого, но нет, тут все узлы стоят чуть дороже, чем на Жигули. Цена компонентов двигателей поражает даже в оригинальном исполнении, а китайские явно собирались отдавать даром.
Ну а в остальном все довольно скучно и стандартно: кузов — только седан, все из обычной недорогой стали и столь же простецкого пластика, привод — только передний, пятиступенчатая МКПП и четырёхступенчатый автомат, простой автоматический климат-контроль. В общем, никаких сложных технологий и необычных решений.

Неудивительно, что машины охотно покупали в такси: там как раз ценятся комфорт и простота. Особенно когда они хорошо сочетаются в одной конструкции. Свою роль сыграл и просторный салон, ведь тут его просто неприлично много за эти деньги.
Не удивляйтесь, когда видите пробеги в 300-400 тысяч. Вполне возможно, там еще столько же скручено. Владельцы Sonata больших пробегов не стесняются, да и практика показывает, что машина в целом вполне выдерживает интенсивную эксплуатацию. Правда, и мелких неприятностей хватает, и обслуживания она требует тщательного и частого. Впрочем, смотрите сами.

Кузов
Sonata этого поколения — не та машина, о состоянии кузова которой можно не беспокоиться. Недорогие экземпляры ценой в районе сотни тысяч рублей наглядно показывают, до какого состояния можно довести автомобиль, если много на нем ездить и не заниматься обслуживанием.

Если не делать антикоррозийную обработку регулярно, не промывать грязевые карманы и не подкрашивать вовремя повреждения, кузов просто выгнивает. Машин с прогнившими передними и задними крыльями, бахромой под пластиковыми накладками порогов, дырявыми дверями и прогнившими полами и даже лонжеронами хватает.
Вода в багажник попадает через плохие уплотнители крышки и задних фонарей. А коррозия швов «стаканов» передней подвески в моторном отсеке может начаться даже у машин, почти безупречных во всем остальном.

Ну и самые интересные экземпляры — автомобили с дыркой в рамке задней двери. На стыке рамки и рамы двери есть неудачный шовчик, где на машинах нашей сборки очень часто недокладывали герметик и плохо грунтовали.
Вообще качество окраски кузовов очень неровное. Попадаются машины без серьезных проблем, о которых, вроде бы, не особенно-то и заботились, и буквально гниющие на ходу автомобили без явных для того причин. А может быть, это плавает качество кузовного металла. История об этом умалчивает, а журналистское расследование по этому поводу затевать не интересно. Ограничусь лишь замечанием, что сгнить тут может буквально что угодно, так что проверять машину нужно, как двадцатилетние Жигули: с молоточком, толщиномером или просто магнитом, дотошно и аккуратно, не пропуская мало-мальски опасные места. Особенно тщательно — днище, лонжероны и швы моторного щита, рамку лобового стекла, багажник и полы — с обязательной разборкой пластика и панелей.

Внешне очень неплохое состояние наружных панелей и проемов не гарантирует отсутствия проблем в скрытых зонах.
Идеальный экземпляр найти сложно, но приличных, не требующих масштабных кузовных работ и с хорошим внешним видом машин еще много. И не обязательно это будут самые дорогие автомобили: поводов снижать цену у владельцев хватает и без этого.
Невысокая стоимость кузовных деталей и довольно большой разброс по цене у автомобилей в зависимости от пробега и состояния поощряет нечистых на руку дельцов заниматься восстановительными работами. К тому же часть машин подготавливается «централизованно»: списанные из такси машины потоком уходят в ремонт и чистку, после чего их продают уже со свежей краской, чистыми салонами и скрученным пробегом.

Как вы понимаете, качество такого ремонта будет экстремально низким. Проверка номеров телефонов позволяет найти «частников», продающих уже пятую-шестую машину после нехитрой восстановительной операции. В общем, нужно быть бдительным. Если у вас нет специалиста, который может с ходу понять, насколько качественно выполнен ремонт автомобиля, на Sonata лучше даже не смотреть. Шансы налететь на проблемный экземпляр почти стопроцентные, хотя это будут самые «интересные» на первый взгляд предложения с красивыми фотографиями и небольшими пробегами.
Бамперы у Сонат вполне крепкие, а вот лобовые стёкла мягкие, и они легко трескаются. Передняя оптика не очень удачная, но дешевая. Даже новая она светит слабо, легко разгерметизируется и имеет не очень удачные крепления.
Немного подклинивающие ручки дверей, болтающаяся бленда крышки багажника и выгорающие задние фары выдают бюджетность машины, но несмотря на неважное качество исполнения, все работает долго, а в случае чего — легко и дешево заменяется. Просто постарайтесь найти машину, на которой все мелкие проблемы не запускались до состояния хронических. Впрочем, это общий совет при покупке любого автомобиля.
Что касается специфических проблем Sonata, то к кузовным можно отнести лопающийся по шву топливный бак. Он металлический, сверху у него ребро жесткости, а клапан вентиляции бака не очень удачный, отчего бак «играет». И после разрушения защитного покрытия шва он потихоньку начинает расползаться. Зато трубки к баку сделаны из пластика и не текут, хотя и собирают грязь.

Салон
Качество кожи интерьера оставляет желать лучшего: уже после сотни тысяч пробега сильно обтирается руль, трескается дерматин на ручке КПП, а сиденья покрываются сетью мелких трещин. Руль к 200 тысячам километрам пробега придётся перешивать — так же, как и чехол рычага КПП, и, скорее всего, ручку. В остальном качество сборки неплохое: ничего сильно не скрипит и без повода не ломается. В основном подводят климатика, качество напольного ковра и мелкие детали вроде кронштейнов сидений.
Кронштейны — наследие Mitsubishi: там они тоже на многих машинах подгнивали. У Сонаты металл салазок сидений и их кронштейнов дешевый и покрашен плохо, да и крепления вынесены зачем-то в видимую зону, так что ржавчину видно сразу.

Напольный ковёр неважного качества: с возрастом он рассыпается и к тому же хорошо задерживает влагу. Без хороших ковриков пол обречен на унылый вид, и химчистка ему не поможет. К тому же ковёр может намокнуть и начнет портить кузов, так что его лучше изредка снимать для сушки. Кстати, после обильной влажной химчистки разбирать салон тоже придётся целиком.
Автоматический климат-контроль тут страдает в основном поломками системы управления оборотами вентилятора: перегорает транзистор регулятора. На редких американских машинах столь схожая неисправность вызвана просто перегоранием резисторов первой-второй скоростей.

Вся система охлаждения выполнена тонкой и хлипкой, и в салоне часто можно столкнуться с протечкой радиатора отопителя. Если не менять антифриз регулярно и тем более лить в систему всякие герметики, то проблемы будут точно.
Компрессор кондиционера и прокладка трубок к нему тоже не идеальны. Малый ресурс муфты, поломка нижней трубки кондиционера, утечки хладагента из-за износа уплотнительных колец и ослабления болтов встречаются достаточно часто. А при покупке лучше убедиться, что кондиционер хотя бы стоит на месте.
Подсветка блока управления климатом выполнена на светодиодах, а они очень не любят поломок генератора: при малейшем превышении напряжения подсветка умирает.

Список более мелких проблем вроде просадки спинки водительского сиденья, плохой работы ремней безопасности заднего ряда, слабых замков ремней, плохой фиксации крышки перчаточного ящика, вылезающих клипс крепления обшивок, подмерзающих замков, вибрирующего зеркала заднего вида и прочего довольно длинный. Отчасти это можно списать на большое количество машин с экстремально большим пробегом и эксплуатацией в такси. Но цена устранения неприятностей не велика, так что заострять на них внимание не будем. Отмечу только, что мелкие неприятности вполне возможны.

Электрика и электроника
Если кузов цел, то каких-то серьезных неприятностей от электрики не ждать стоит. Если, конечно, сюда не поставили пяток сигнализаций: на какое-то время машина попала в числе самых угоняемых, и проблемы подобного рода ей не чужды.
Ресурс генератора в среднем составляет 200-250 тысяч километров, потом придётся заменить регулятор напряжения и подшипники. А вот датчикам и электрике двигателей доверять нельзя. Если машине больше пяти-шести лет — вообще нельзя. Мелкие и не очень неприятности из-за одновременного отказов датчиков, катушек зажигания и реле могут порой изрядно попортить жизнь. Все маленькие поломки нужно устранять своевременно: сложность системы достаточно велика, и средний специалист провозится с ней долго.

Тормоза, подвеска и рулевое управление
Тормозная система Sonata плоха в первую очередь тем, что корейскую или американскую машину можно купить без ABS. Вроде бы, таких комплектаций не было, но вот попадаются машины без гребенок на ступицах, датчиков, проводки и блока.
Все остальные проблемы стандартны для возрастных автомобилей: подгниваюшие трубки, пухнущие шланги, часто горящие блоки ABS и датчики. Изредка владельцы Сонат сталкиваются с лопнувшими кольцами ABS на ступицах. Ресурс оригинальных суппортов и дисков несколько ниже среднего, и уже после сотни тысяч пробега нужно следить за состоянием пальцев суппортов, пыльников и шлангов. А стояночный тормоз тут вообще редко работает нормально.

Подвеска на удивление ресурсная: даже по плохим дорогам до серьезного ремонта она выдерживает более сотни тысяч километров. Но тихой ее не назвать, и стуки появляются при малейшем износе её деталей.
Спереди подводит в основном стойка стабилизатора поперечной устойчивости. Она тут выполнена одновременно оригинально и неудачно. В остальном подвеска получилась довольно крепкой, хотя пыльники на шаровых опорах требуют контроля, особенно на верхнем рычаге, а из-за течей масла с мотора могут пострадать сайлентблоки.
Ступицы задней оси очень не любят перегрузки и плохих дорог, часто не выдерживая ста тысяч пробега по не очень хорошим дорогам. Но главное — тут всё очень дёшево стоит. Цены действительно напоминают Жигули, при том что качество запчастей несравнимо выше.
Рулевое управление — с обычным ГУРом, но ресурс реек сравнительно невелик. Уже ближе к двум сотням тысяч пробега стуки перерастают в течи, а руль при малых углах поворота почти теряет усиление. Недорогая рейка позволяет поменять втулки и разок поджать шток, но обычно без серьезного ремонта больше двухсот тысяч километров она всё равно не пройдет: потребуют замены корпус и сальники. На контрактные рейки особенно не рассчитывайте — их в продаже найти тяжело.

Вам всё ещё нравится эта машина? Тогда ждите вторую часть нашего обзора, в которой речь пойдёт о моторах и коробках четвёртой Сонаты. У таксистов они действительно служат долго, но так ли беспроблемно?
