Выясняем, как пользоваться коробкой передач – «автоматом»

В наши дни сложно представить себе современный автомобиль, который не был бы оснащен автоматической коробкой передач. Впрочем, отнюдь не все автовладельцы знают, как правильно и рационально пользоваться вышеназванным агрегатом. Случается, что водители, по незнанию или по собственной халатности, в морозы не включают зимний режим АКПП или применяют иные режимы, не соответствующие потребностям автомобиля. А последствия всего этого весьма печальны — коробка-автомат попросту ломается.

В данной статье мы расскажем вам о том, что из себя представляет коробка передач-«автомат», как пользоваться ей, в чем ее основные преимущества.

Виды АКПП

Все автоматические коробки передач, в зависимости от типа управления, делятся на электронные и гидравлические. Приобретая машину с АКПП, в первую очередь обратите внимание на следующий факт: если на корпусе коробки отсутствуют дополнительные кнопки (SNOW, PWR и OD), то перед вами – самая обычная «гидравлика». В ином же случае вы имеете дело уже с более сложной электронно-гидравлической конструкцией. В зависимости от количества передач все агрегаты подразделяются на трёх- и четырёхступенчатые, причем, у последних присутствует еще один, дополнительный режим, именуемый Over-drive. Четырехступенчатая коробка вполне может применяться и в качестве 3-ступенчатой – для этого достаточно отключить функцию OD.

Режимы функционирования коробки-автомата

Режимы переключения и управления АКПП

Существуют несколько типов АКПП, отличающихся друг от друга некоторыми особенностями конструкции. Однако на всех подобных агрегатах присутствуют основные режимы работы АКПП, разница лишь в том, как их обозначают концерны-производители. Итак, каковы же они, «неизменные» режимы?

— (P) парковка: позволяет выполнять запуск двигателя (используется лишь после полной остановки автомобиля и включения ручного тормоза).

— (D) движение: позволяет активировать движение машины, при этом автоматически подбирая оптимальную (или необходимую) передачу.

— (R) задний ход или реверс: активирует движение автомобиля назад (включается только после полной остановки машины, при нажатой тормозной педали).

— (N) нейтраль: обеспечивает холостую работу двигателя (запрещено включать в процессе движения автомобиля, также применяется при прогревании двигателя в холодное время года).

— D3: используется с целю понижения передачи (необходимо запускать на малых подъёмах и пологих спусках).

— L или D2: так же, как и предыдущий режим, используется с целью понижения передачи (можно применять в случае тяжёлых дорожных условий, в частности, при движении по льду, на горном серпантине и т.п).

Дополнительные режимы работа АКПП

Как пользоваться коробкой передач-«автоматом» в зависимости от выбранного режима

Для того, чтобы грамотно применять АКПП, при использовании того или иного выбранного вами режима следует придерживаться некоторых правил.

Режим «парковка»: останавливаясь на крутом спуске или подъеме, всегда следует пользоваться «ручником» – это позволит существенно снизить нагрузку на все без исключения элементы парковочного механизма. При этом затягивать ручник рекомендуется непосредственно перед установкой режима, а снимать – уже после переключения селектора в иное положение. Переключаться из режима «парковки» разрешается только тогда, когда нажата кнопка на рычаге, удерживая при этом педаль тормоза.

использование АКПП

Режим «задний ход»: запрещается во время движения автомобиля вперед переводить селектор в данное положение, в противном случае трансмиссия или некоторые ее элементы могут сломаться. Включать задний ход разрешается только при выжатой до упора тормозной педали и нажатой кнопке рычага. Выбрав вышеозначенный режим, не следует сразу начинать движение – выждите секунду-другую, пока не ощутите вибрацию или толчок коробки-автомата.

Режим «нейтраль»: не рекомендуется переводить селектор в «нейтральную» позицию тогда, когда машина движется по инерции. Запрещается включать нейтраль тогда, когда автомобиль остановился на стоп-линии или на светофоре. Разрешается переводить машину в данный режим в случае, если необходимо, чтобы она свободно перемещалась. В частности, режим «нейтраль» незаменим при ремонте авто.

АКПП

Режим «D»: следует использовать при нормальных условиях движения автомобиля. В случае перехода на D из режима P/R, необходимо нажать на кнопку рычага и педаль тормоза, после чего нужно подождать в течение одной-двух секунд до момента включения коробки-автомата. И лишь после этих манипуляций можно начинать движение.

Режим «D2»: используется на участках дорог, изобилующих частыми спусками и подъемами, а также при движении автомобиля по трассам с покрытиями плохого качества. При необходимости регулярного торможения применение подобного режима позволит вам значительным образом сэкономить топливо. Однако не рекомендуется включать «двойку» тогда, когда машина движется на скорости более 80–100 километров в час. Также запрещается переходить в этот режим из положения D в случае, если скорость авто превышает 80–100 километров в час.

Режим «L»: используется лишь при вытаскивании застрявшей машины, применяется для преодолении ступенек, при заезде в гараж и т.п. Запрещается включать без нажатия кнопки рычага. Также, активировав данный режим, нельзя ехать на высокой скорости.

В заключение, хотелось бы напомнить владельцам автомобилей с АКПП: даже учитывая все неоспоримые достоинства данного устройства, этот агрегат имеет один, но весьма существенный недостаток – его поломка всегда происходит внезапно и не вовремя, а ремонт бывает сложным и дорогостоящим.

Вот почему своевременное техобслуживание и правильная эксплуатация помогут продлить срок службы автоматической коробки передач.