Стоит ли устанавливать противотуманки?
Стоит ли устанавливать противотуманки?
Их назначение понятно уже из самого названия таких фар — противотуманки. Но что интересно — в данном случае как раз название является источником широко распространенного заблуждения, в котором пребывают многие автолюбители. В известные периоды года туманы происходят в России с завидным постоянством, но наш среднестатистический автовладелец бывает вынужден включать противотуманные фары лишь пару-тройку раз за сезон, и не более. А потому — ну что такое, на самом деле, два или три раза? — как минимум каждый четвертый водитель считает «противотуманки» совершенно необязательным атрибутом автомобиля.
НЕСКОЛЬКО ЗА И ПРОТИВ
Не прибавляет «противотуманкам» веса и следующий общеизвестный факт: да, противотуманные фары улучшают видимость в тумане, в условиях дождя или сильного снегопада, но только тогда, когда речь идет о ночной поездке. А в дневном тумане любые фары не в состоянии высветить дорогу лучше естественного света, в таких условиях главное — обозначить собственный автомобиль для других участников движения, с чем вполне способны справиться габаритные огни, фары ближнего и уж тем более дальнего света. Особо скептически настроенные прибавят к вышесказанному: от установки противотуманной светотехники пострадает аэродинамика автомобиля, следовательно, ухудшится экономичность.
Насчет аэродинамики сразу же внесем ясность: она действительно ухудшится после установки дополнительного светового оборудования, но не настолько, чтобы это заметно повлияло на расход топлива. А что касается влияния на условия видимости, то следует знать, что противотуманные фары благодаря особенностям своей конструкции равномерно освещают широкий участок дороги и обочину в непосредственной близости от автомобиля и при этом не ослепляют встречных водителей. Поэтому эти фары следует рассматривать не как узлы светотехники с узко специализированным противотуманным назначением, а как многоцелевые дополнительные источники освещения, которые даже в обычных условиях могут оказаться эффективнее, чем стандартные фары ближнего или дальнего света. Нужны примеры? В таком случае вспомните, что необходимо для уверенного ночного движения по извилистой дороге, особенно если в темноте ее контуры и обочина выделяются нечетко? Здесь нет надобности в особой дальности освещения, зато требуется широкий световой охват с улучшенной видимостью обочины и отсутствием слепящего действия на встречные автомобили, а этим условиям оптимальным образом отвечают не ближний и тем более не дальний свет, а именно «противотуманки». Эти же фары целесообразнее использовать вместо ближнего света при движении в темное время по городу, поскольку их свет лучше «выхватывает» тротуары, перекрестки, остановки общественного транспорта.
ПРОДОЛЖИМ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
Республиканские «Правила дорожного движения» допускают использование противотуманных фар как отдельно, так и совместно с ближним светом фар (заметим, что применение дальнего света вместе с «противотуманками» специально не оговаривается, но вроде бы и не запрещается). А что на сей счет может сказать наука?
Исследованиями установлены следующие сочетания фар, которые целесообразно применять в различных условиях видимости. В слабом ночном тумане лучше двигаться с включенными «противотуманками» и дальним светом, но при встречных разъездах эти фары следует выключить и перейти на ближний свет. Туман средней плотности либо ливневый дождь потребуют включения противотуманных фар и ближнего света как при обычном движении, так и вовремя разъезда со встречными машинами. Плотный ночной туман, сильный снегопад и метелицу придется покорять лишь с включенными «противотуманками», поскольку любой другой свет будет создавать перед глазами белый «занавес». Однако такие же метеоусловия, но в дневное время потребуют включения только дальнего света. Против дневного тумана малоэффективен любой свет, но дальний хотя бы будет виден встречным, по крайней мере, за сотню метров против 50-60 м, с которых в густом тумане различаются противотуманные фары. А что касается ослепления и того самого «занавеса», так сильно мешающих ночному движению в тумане, то днем, в условиях естественного освещения, дальний свет аналогичных помех не создает.
И все же главное условие безопасного движения в тумане — правильно выбранная скорость. Как бы ни были хороши фары и фонари, они не спасут от столкновения, если автомобиль едет со скоростью, для погашения которой до нуля потребуется больший тормозной путь, чем расстояние до обнаруженного в тумане объекта.
НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОКУПКЕ
Еще два распространенных заблуждения, касающиеся противотуманных фар: они должны быть непременно желтыми и обязательно прямоугольными. Так вот — не должны и не обязательно. Исследованиями не установлено преимущество желтого цвета перед белым, а широкоугольный световой пучок, свойственный «противотуманкам», создается не формой фары, а конструкцией ее рассеивателя либо отражателя.
Покупая противотуманные фары, обращают внимание не на их форму и цвет рассеивателя. В первую очередь доверия заслуживают качественно изготовленные фары, то есть те, у которых корпус металлический, а не пластмассовый; на кромках корпуса отсутствуют зазубрины и заусенцы; рассеиватель соединен с корпусом герметично, через уплотнение; на стекле рассеивателя нет раковин и пузырьков. Кстати, рассеиватель должен быть стеклянным, а не пластмассовым — этот может быстро помутнеть, а на сильном морозе треснуть. Особое внимание крепежу фар: если крепежные кронштейны изготовлены из пластика, то от покупки лучше отказаться. Целесообразнее остановить выбор на небольших по весу «противотуманках». Как известно, эти фары обычно устанавливают на бампер, а здесь при движении по неровной дороге тяжелые «противотуманки» могут раскачиваться, отчего светотеневая граница их пучка будет мельтешить перед глазами водителя, утомляя его, и слепить встречных.
ПРАВИЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
При самостоятельной установке противотуманных фар руководствуются следующими правилами. «Противотуманки» располагают симметрично продольной оси автомобиля. Расстояние от края машины до фары не должно превышать 40 см, чтобы четко обозначить габариты своего авто для водителей встречных машин. Противотуманные фары не должны быть установлены выше основных приборов головного освещения, в то же время устанавливать «противотуманки» на расстоянии, меньшем 25 см от поверхности дороги, нецелесообразно. Да, противотуманная эффективность несколько повысится, но не следует забывать, во-первых, об увеличении вероятности поломки фары о какой-нибудь бугор и, во-вторых, о том, что теперь малейшая разрегулированность «противотуманок» заметно усиливает их слепящее действие либо создает иллюзию, будто автомобиль все время едет под уклон. Последнее: «противотуманки» должны быть одинаковыми и иметь рассеиватель одного цвета — белого или желтого.
Поскольку противотуманные фары являются достаточно мощными потребителями, то рекомендуется подключать их через реле с помощью многожильных медных проводов большого сечения и минимальной длины. Чтобы обезопаситься от короткого замыкания, на провода желательно надеть дополнительные хлорвиниловые трубки и защитить цепь предохранителем. По окончании монтажа каждую «противотуманку» регулируют по отдельности так, чтобы максимальная яркость пятна света от них находилась в 20-25 метрах перед автомобилем. Выполнение такого условия позволит даже при чрезвычайно ограниченной видимости обнаружить пешехода с расстояния до 30 м и обеспечить движение автомобиля со скоростью до 30 км/ч.