Разборка и ремонт коробки передач на ВАЗ-2106 своими руками

Автомобили ВАЗ-2106 оснащаются четырех и пятиступенчатыми КПП. Пятиступенчатая коробка передач на ВАЗ-2106 была создана на базе четырехступенчатого варианта. Оби модификации являются взаимозаменяемыми. Все основные внутренние детали у них одинаковые.

В нашей статье мы рассмотрим ремонт 5-ступенчатой коробки передач.

Любой ремонт начинается с диагностики выявленных неисправностей.

Неисправности, в случае выявления которых требуется произвести незамедлительный ремонт коробки передач:

— шумы в коробке;

— сильный износ подшипников;

— люфт вала в корпусе;

— затрудненное переключение передач рычагом;

— износ шарнира рычага;

— деформация рычага переключения;

— проблемы со штоками и их посадочными гнездами (загрязнения, прогибы),

— снижение уровня масла (износ рти, плохое крепление крышки КПП).

Вышеуказанные неисправности могут проявляться из-за причин, для устранения которых не требуется снятие и разборка КПП. В связи с тем, что разборка коробки является трудоемким процессом, то советуем всем автомобилистам внимательно диагностировать неисправности, чтобы быть уверенным, что ремонт КПП необходим.

Инструмент, требуемый для разборки КПП ВАЗ-2106:

— Отвертки;

— Удлинитель с воротком;

— Головки №13, №17;

— Гаечные ключи (набор от №10 до №27);

— Ударная отвертка;

— универсальный съемник стопорных колец;

— Небольшой молоток.

После того, как весь инструмент подготовлен, можно приступать к снятию КПП с рамы автомобиля.

Приступим:

— Откручиваем приемную трубу и полностью вынимаем ее;

— Откручиваем крепежные гайки на стартере;

korobka-peredach

— Устанавливаем старую емкость под КПП и с помощью шестигранника открываем сливное отверстие на коробке. Ждем, пока масло выльется с коробки. Снимать коробку с маслом не рекомендуется, так как можно его разлить при выполнении этой операции;

— Откручиваем муфту фланца КПП и кронштейн кардана;

— Откручиваем трос спидометра и отключаем электропитание датчика заднего хода;

korobki-peredach-2

— Снимаем цилиндр сцепления;

— Под поперечину устанавливаем упор и откручиваем болты, которые крепят крышку сцепления, а затем снимаем пружинные шайбы;

— Отвинчиваем гайки крепящие поперечину и убираем упор;

— Плавно опускаем коробку передач вниз. Данную работу лучше выполнять с напарником, который поможет удерживать коробку. Затем ставим упор под передок двигателя;

— Откручиваем гайки, которые прикрепляют картер сцепления к мотору и окончательно снимаем КПП.

Разборка КПП:

— С направляющей снимаем муфту отключения сцепления с пружиной и подшипником;

vaz_2106_867

— С помощью отвертки снимаем чехол вилки сцепления, а затем и саму вилку. Чтобы это сделать, нужно провернуть вилку на девяносто градусов;

— Откручиваем гайки, крепящие картер сцепления. Также снимаем пружинные шайбы;

11-5_5_39

— Отсоединяем картер сцепления от коробки передач;

— Вынимаем пружинную шайбу и прокладку, которая проложена между этими деталями;

— Отворачиваем гайки крепления нижней крышки и снимаем ее;

vaz-lada-2107-636

— Отделяем прокладку от самого корпуса коробки и аккуратно снимаем ее со шпилек;

vaz_2106_872

— Снимаем собранную подушку;

— Откручиваем крепежные гайки и снимаем механический привод спидометра;

— Переворачиваем коробку и вынимаем датчик заднего хода;

— Далее откручиваем болт крепления вилки 3-4 передач;

— Далее включаем первую передачу и синхронно четвертую, сдвинув синхронизатор отверткой. Такая операция по синхронному включению передач нужна для предотвращения возможного прокручивания валов при дальнейшей разборке;

— Вынимаем стопорное кольцо с вторичного вала и разгибаем стопорную пластину, которая фиксирует гайку крепления эластичной муфты к фланцу;

— Используя съемник, отодвигаем фланец муфты и снимаем его;

VAZ2106-4121b

— Устанавливаем рычаг в положение нейтральной передачи и снимаем манжету с фланца, чтобы появился доступ к гайкам, которые крепят рычаг;

— Откручиваем гайки, снимаем шайбы, привод переключения передач и прокладку;

— Раскручиваем гайки, удерживающие кронштейн приемной трубы и снимаем шайбы. Затем вытаскиваем закладной болт и приступаем к откручиванию наружных гаек, которые крепят заднюю крышку коробки (их должно быть пять штук);

— Откручиваем гайку, находящуюся на внутренней части задней крышки и снимаем шайбу;

— Отодвигаем крышку на требуемое расстояние от корпуса и отворачиваем гайку, находящуюся в верхней правой части;

— Возвращаем крышку на место и проворачивая ее по часовой стрелке, отцепляем от корпуса коробки;

vaz_2106_895

— Достаем внутреннюю обойму роликового подшипника вторичного вала;

— Вынимаем шестерню спидометра;

— Выкручиваем болты крепления крышки фиксатора и достаем саму крышку вместе с прокладкой и крепежом;

— Переворачиваем коробку передач и вынимаем шарики фиксаторов, предварительно не забыв извлечь пружинки;

— Выворачиваем болт крепления блока шестерни;

— Откручиваем вилку переключения пятой передачи и заднего хода;

— Достаем шестерни 5-ой передачи и заднего хода и лишь после этого вынимаем вилку переключения этих передач;

— Вытаскиваем муфту синхронизатора;

— По очереди достаем основную и промежуточную шестерни задней передачи;

— Постукивая по наружной части кольца, выпрессовываем задний роликовый подшипник промвала;

— Снимаем втулку вала, наружное и внутреннее кольцо подшипника;

— Выворачиваем болт крепления роликоподшипника промежуточного вала и снимаем передний подшипник;

— После снятия подшипников, начинаем вынимать промежуточный вал из картера сцепления;

— Переворачиваем коробку и вынимаем блокирующий промежуточный сухарь;

— Аккуратно снимаем шток переключения 3-й – 4-й передач и достаем вилку переключения этих передач;

— Откручиваем болтовое соединение крепления вилки переключения 1-й – 2-й передач;

— Используя ударную отвертку, ослабляем затяжку винтов, которые крепят стопорную пластину шарикоподшипника вторичного вала;

— Используя молоток, выпрессовываем подшипник с вторичного вала;

— Устанавливаем в слесарные тиски блок шестеренок 5-ой передачи и заднего хода и спрессовываем подшипник, используя крупную плоскую отвертку.

После выполнения всех вышеописанных операций коробку можно считать разобранной. Все внутренние детали КПП нужно тщательно отмыть в дизельном топливе или керосине. Лишь после этого можно приступать к дефектовке.

При выполнении дефектовки КПП ВАЗ-2106 нужно обращать внимание на следующие характеристики деталей:

— зубья муфт и шестеренок не должны содержать заусениц, трещин, задиров, сколов, а также видимого износа;

— поверхности штоков, осей и валов должны быть гладкими, без износа и раковин;

— на корпусе не должно быть даже малейших трещин и забоев;

— посадочные места подшипников должны быть без износа и следов проворачивания;

— шлицы валов должны быть без коррозии и следов смятия или же заедания;

— все подшипники должны быть в отличном состоянии. Никаких дефектов быть не должно. Допускается лишь радиальный люфт менее 0,05 миллиметров.

45

Если ремонтируемая коробка имеет пробег свыше 120 тысяч километров, то вне зависимости от состояния, меняются все подшипники и манжеты.

При сборке коробки все детали смазываются трансмиссионным маслом. Рабочая часть манжет перед установкой смазывается смазкой Litol-24. Стыки корпуса промазываются автомобильным герметиком.

После замены дефектных деталей остается лишь собрать КПП. Сборка выполняется в обратном порядке.