На какие основные параметры автомобильного двигателя стоит обратить внимание

На подавляющем большинстве легковых транспортных средств по умолчанию установлен двигатель внутреннего сгорания. Устройство двигателя внутреннего сгорания (ДВС) является довольно сложным даже для хорошего специалиста, что уже говорить об обычном непрофессиональном автолюбителе, для которого ДВС – нечто невероятно сложное для понимания. Однако если Вы приобретаете себе автомобиль, то, так или иначе, беседы о характеристиках автомобильного двигателя избежать не удастся. Рядовой водитель, не являющийся специалистом в этой сфере, может растеряться перед выбором автомобиля в общем или конкретной его версии в частности. Попробуем помочь Вам разобраться хотя бы с основными техническими характеристиками ДВС.

двигатель

Изучаем ДВС

Начнем изучение двигателя внутреннего сгорания с разбора количества цилиндров. Обычно в двигателе современного автомобиля их может быть от двух до шестнадцати цилиндров.  Количество цилиндров уже само по себе является достаточно серьезным показателем. Таким образом, два двигателя с абсолютно одинаковым мощностью и объемом, в конечном итоге, могут существенно отличаться по целому ряду прочих параметров.

виды двигателей

Стоит также обратить внимание на расположение цилиндров в двигателе автомобиля. С этим немного проще, потому как существует всего два типа расположения цилиндров в двигателе: рядное, то есть последовательное или же V-образное, то есть двухрядное (в этом случае, на одном коленчатом валу цилиндры расположены с двух сторон). Если в двигателе V-образное расположение цилиндров, то также стоит обратить внимание на угол развала цилиндров, потому что в этом случае он играет крайне важную роль. В частности, слишком большой угол развала существенно снижает центр тяжести, облегчает подачу масла и процесс охлаждения, однако, даже при всех положительных моментах, заметно понижает некоторые динамические характеристики и увеличивает инерционность. Малый же угол развала дает возможность уменьшить инерционность и массу, однако приводит к намного более скорому перегреву автомобильного двигателя.

Также существует радикальная разновидность двигателя с V-образной последовательностью, представляющая собой оппозитный двигатель, угол развала у которого равняется ста восьмидесяти градусам. Однако стоит отметить, что в подобной радикальной разновидности двигателя становятся максимальными не только все его достоинства, но и все его недостатки. Следующая разновидность — это двигатель с W-образный расположением цилиндров, то есть четырёхрядный: два синхронизированных между собой V-образных двигателя, которые включены в общую систему привода.

Существует еще один тип двигателя — рядно-V-образный, однако он является довольно редким, и отличается от всех прочих разновидностей синтезом обоих типов расположения цилиндров в автомобильных двигателях.  Таким образом, в рядно-V-образном типе все цилиндры располагаются последовательным образом, однако имеют заметное отклонение по обе стороны двигателя. Эта особенность способствует отличному охлаждению двигателя.

Кроме всего прочего, между двумя основными разновидностями двигателей есть довольно заметные различия в габаритах и массе. Однако важно также иметь в виду, что наименьший уровень вибрации и шума в двигателе обычно достигается, когда в одном ряду имеется именно четное количество цилиндров.

Далее следует рассмотреть объем камер сгорания. Иначе его называют объемом двигателя.  Именно от объема камер сгорания двигателя автомобиля практически напрямую зависят абсолютно все прочие характеристики ДВС.  В подавляющем большинстве случаев увеличение объема камер сгорания приводит к существенному наращиванию мощностей практически любого автомобиля, а, следственно, и к значительному увеличению расхода топлива на километр пути.

Также водителю стоит обратить внимание на сам материал, из которого сделан двигатель внутреннего сгорания.

Иные характеристики двигателей

Обычно двигатели для легкового автотранспорта изготовляются из трех вариантов материалов: чугун, алюминий (включая его сплавы) и прочие ферросплавы. Алюминий и его сплавы обеспечиваю двигателю автомобиля небольшую массу, однако, показатель прочности у него средний. С ферросплавами все наоборот: они дают двигателю наибольшую прочность, однако масса у этого сплава намного больше.  Самый лучший вариант материала для создания двигателя – это сплавы с магнием. Магниевые сплавы гарантируют двигателю наименьшую массу и высокую прочность, однако двигатели из магниевых сплавов стоят на порядок дороже своих аналогов из чугуна, алюминия и прочих ферросплавов.

Тем не менее, все вышеперечисленные характеристики, по большому счету, могут сказать лишь о ресурсах, вибрациях и шумах автомобильного двигателя.

На практике же намного более важными являются выходные характеристики.

К примеру, такие характеристики, как мощность. Мощность чаще всего традиционно измеряется в лошадиных силах, а иногда в киловаттах (кВт). Именно мощность двигателя напрямую оказывает влияние на время, требующееся для разгона и на скорость любого автомобиля.

Крутящий момент, то есть максимальное тяговое усилие, которое может создаваться автомобильным двигателем. Крутящий момент всегда измеряется в Ньютон-метрах (Н•м). Этот показатель косвенным образом влияет на разгон и скорость машины, а прямым — на, так называемую, «эластичность» ДВС, то есть на способность автомобиля ускоряться даже при низких оборотах.

Стоит также обратить внимание на обмин, то есть на максимально возможное число оборотов коленвала за шестьдесят секунд без потерь ресурсной прочности. Таким образом, чем больше обмин, тем более динамичный характер у предоставленного автомобиля.

Однако расходные характеристики автомобильного двигателя также очень важны.

Например, расход топлива, который обычно измеряется в литрах на сотню километров. Кстати, расход топлива в загородном, городском или смешанном вариантах может существенно различаться.

мощность двигателя

Также важен тип, потребляемого машиной топлива, то есть марка потребляемого топлива. В практически всех современных легковых автомобилях возможно использование практически любых марок топлива. Однако, несмотря на это, автолюбителю стоит помнить, что при понижении октанового числа снижается мощность и ресурсная прочность, а при чрезмерном повышении октанового числа мощность в разы повышается, однако из-за этого страдает ресурсная прочность двигателя. Также было доказано, что при сильном увеличении октанового числа также увеличивается и теплоотдача, что может, в конечном итоге, привести к слишком раннему перегреву автомобильного двигателя.  Марок топлива достаточно много: ДТ, А-76, ДТ Евро, А-92, ДТ Супер, А-95Евро, АИ-98 и прочие.

Еще одна немаловажная характеристика — расход масла. Он обычно измеряется в литрах, но не на сотню километров, а на тысячу.   Максимальный показатель расхода масла для машины в хорошем состоянии — 1л1000км.

масло для двигателя

Также обратите внимание на марку потребляемого масла, которая обычно обозначается таким образом — ххWхх. Первое число указывает на густоту, потребляемого масла, а второе — на его вязкость. К примеру — масло марки 0W40 и масло марки 5W40 – это синтетические масла, 15W40 и 20W40 – являются минеральными, а масло марки 10W40 — будет полусинтетическим, и так далее… Отметим, что более вязкие и густые масла благотворно влияют на надежность и прочность автомобильного двигателя, в то время как менее вязкие и густые — улучшают выходные динамические характеристики.

Запомните! Масла типа 95W100 или 70W90 являются трансмиссионными, а значит, их ни при каких условиях нельзя использовать в двигателе внутреннего сгорания. В случае если трансмиссионное масло будет использовано в ДВС – в конечном итоге, использование этих масел приведет к его неисправности!

Следующий показатель — ресурсная прочность. Это показатель влияет на то, насколько часто в будущем двигателю будет требоваться техническое обслуживание. Обычно этот показатель варьируется в пределах 5 000—30 000 километров пробега. С помощью предельного пробега можно приблизительно определить полный срок службы двигателя. Кстати, после гарантийного пробега действие гарантийных обязательств прекращается.

Мы уже перечислили и рассмотрели практически все основные потребительские характеристики.

Однако существует еще целый широкий ряд намного более сложных характеристик, таких как тип топливной системы (дизельные или бензиновые двигатели), тип бензиновой системы впуска (в современных автомобилях обычно используется электронная система впрыска топлива) и прочее.

Если говорить о типе топливной системы, то бензиновые обычно мощнее дизельных двигателей, однако потребляют больше топлива и у них меньший крутящий момент.

Тип бензиновой системы впуска влияет на КПД двигателя. Электронная система инжекции (впрыскивания) топлива, которая сегодня используется на большинстве автомобилей, помогает достигнуть наилучшего показателя КПД. Однако у более старых машин система впуска топлива карбюраторная. Карбюратор не может распылять топливо в камере сгорания. Вместо этого он впрыскивает в камеру сгорания струю. Из-за этого понижается КПД и увеличивается расход бензина, к тому же, менее удобным становится управление. Обычно на автомобиль устанавливается только один карбюратор. Исключение – многокарбюраторные двигатели спортивных и тюнинговых моделей авто.

Бензиновая система впрыска может быть с одноточечным или многоточечным впрыском. Впрочем, одноточечная система бензинового впрыска на сегодняшний день уже практически перестала использоваться по причине того, что падение мощности в этой системе стало существенно превышать снижение расхода топлива. Многоточечная система способна осуществлять прямой распределенный впрыск, что гарантирует неприхотливость и стабильную работу двигателя в любых режимах. К тому же, доказано, что непосредственный (прямой) впрыск, снижает расход топлива, а также повышает мощность и ресурсную прочность. Однако в этом случае Вы можете заплатить больше, так как для данной системы необходимо высококачественное топливо. К тому же наблюдается некоторая нестабильность работы при холодном старте и на малых оборотах.

бензиновый впрыск

Практически все недостатки и первой, и второй системы компенсируются двойным (комбинированным) впрыском. Его суть заключается в раздельном применении обеих систем, то есть при изменении условий работы «разумная» электроника «выбирает» более подходящую.

Дизельная система впрыска построена совершенно по иному принципу. Несмотря на то, что дизельный двигатель значительно проще бензинового, его система впрыска, наоборот, сложнее, чем бензиновая:

впрыск дизель

Наиболее простой вариант системы дизельного впрыска – ТНВД — обладает не слишком высокими достоинствами. В системе ТНВД форсунки впрыска, дополнительно выполняют еще и функцию насосов, занимающихся подачей топлива непосредственно в камеру сгорания. Это негативно влияет на стабильность работы двигателя, даже несмотря на улучшенные характеристики.

Из-за этого сегодня намного большей популярностью пользуется комбинация ТНВД и насос-форсунок.  На сегодняшний день эта система, считается лучшей, потому как она способна обеспечивать высокие характеристики мощности при довольно низком расходе топлива.

Однако есть и усовершенствованная версия предыдущей системы— аккумуляторно-возвратная рампа Common Rail нового поколения, в которой сжатие происходит путем накопления бензина. Излишки бензина возвращаются обратно в систему ТНВД, что существенно уменьшает расход топлива и насосные мощностные потери.

Сами форсунки впрыска бывают пьезотронными или механическими. Несмотря на то, что они практически не оказывают никакого влияния на характеристики двигателя внутреннего сгорания, следует отметить факт того, что форсунки пьезотронные более легкие в настройке, и, к тому же,  обеспечивают более плавный рабочий цикл.

Существует немалое количество и других занимательных особенностей двигателей внутреннего сгорания, однако они влияют на его характеристики уже в намного меньшей степени.