Механизм работы роботизированной коробки передач

Многим водителям интересно, как же устроена КПП и как она функционирует. Как ни странно, но для понимания принципов ее работы, сначала лучше разобраться с механической коробкой передач. В ее основе лежит пара валов. Один из них является ведущим, а второй ведомым. На первичный поступает сила крутящегося момента, а со вторичного эта сила переходит на колеса автомобиля. На обоих валах стоят шестерни, которые зацеплены попарно. Когда стоит нейтральное положение, то все шестерни на вторичном вале крутятся свободно, то есть на колеса не поступает сила вращения.

4efb741409b60224260010f8
Скоро привычную Н-схему (Ж-схема — в русской версии) переключения передач заменит селектор с таким вот пазом в виде буквы «зю». И тренировать левую ногу в автомобиле будет уже нечем.

Далее водитель жмет сцепление, тем самым создавая силу для разъединения первичного вала от мотора. Рычаг механики смещают синхронизаторы. Они также могут блокировать на валу вторичную шестерню определенной передачи в том случае, когда муфта подходит к ним. Когда активируется сцепление, то крутящая сила с нужным коэффициентом передает ее далее на вторичный вал. После него вращение идет на ведущую передачу и колеса.

4efb741409b60224260010fb
Упрощённая схема работы 5-ступенчатой механической коробки передач.

Так вот, устройство работы роботизированной КПП весьма похоже на вышеописанный процесс. Разница лишь в том, что смыкание и размыкание сцепления, а также активация определенных передач является задачей специальных актуаторов. Они состоят из  электромотора, редуктора и механизма, запускающего всю их работу. Есть также специальные актуаторы на основе гидравлики. Коробка передач робот отзывы имеет положительные как от новичков, так и от опытных водителей. С ней переключать передачи намного удобнее.

4efb741409b60224260010fe
Роботизированная КПП SensoDrive применяется на автомобилях марки Citroen

Контролирует работу актуаторов специальный блок. Когда поступает команда на переключение, сервопривод активирует сцепление, другой создает силу для сдвигания синхронизаторов, а третий уже непосредственно включает требуемую передачу. После чего другой сервопривод постепенно отпускает сцепление.

4efb741409b6022426001107
Состояние DSG при движении на первой передаче. Муфтами блокированы шестерни 1-й и 2-й передач

То есть данный механизм работы делает педаль сцепления ненужной, так как электрокомпоненты полностью выполняют за нее всю работу. Компьютер системы при смене передачи будет учитывать сразу несколько факторов: скорость движения самого автомобиля, число оборотов движка, данные с нескольких датчиков и т.д.

4efb741409b602242600110a
Состояние DSG после переключения на 2-ю передачу. 3-я передача ожидает своей очереди

Но у автоматики есть одна проблема, связанная с «ощущением» обратной связи в механизме сцепления. То есть опытный водитель всегда чувствует по нескольким признакам, что произошло смыкание дисков и в нужный момент включит другую скорость, избежав резких рывков. Электроника, в принципе, тоже нацелена на то, чтобы переключать передачи без рывков и как можно более плавно. Вот только в ней заложены программы, которые определяют нужный момент переключения. А эти программы часто «перестраховываются» и для избегания рывков на длительное время разрывают идущий от движка поток мощности к колесам в процессе смены передачи. В итоге автоматика создает определенные провалы в разгоне. Само собой, электроника постоянно совершенствуется. Вот только такие более современные модели АКПП всегда будут стоить дороже.

4efb741409b6022426001104
Роботизированная коробка AMG Speedshift, устанавливаемая на новейший SL 63 AMG, представляет собой модифицированный мерседесовский «автомат» 7G-Tronic. Только крутящий момент вместо тяжёлого и инертного гидротрансформатора передаёт одинарное многодисковое «мокрое» сцепление. Благодаря применению сложных электрогидравлических актуаторов время переключения составляет 0,1 с

Одним из лучших инженерных решений по улучшению работы автоматизированной коробки передач стала модель DCT. Она имеет два сцепления, то есть два вторичных вала с размещенными на них шестернями. Первичные валы в механизме вставлены как матрешки, то есть каждый из них имеет связь с движком через многодисковое сцепление. К примеру, когда машина начинает трогаться с места, то сначала муфта блокирует главную шестерню и активируется первая передача. Происходит замыкание первого сцепления, и сила крутящегося момента идет через внутренний вал сразу на колеса. Но основная суть в том, что при активации первой передачи сообразительный компьютер сразу рассчитывает, что далее будет происходить включение второй и третьей передачи. А это значит, что устройство заранее заблокирует вторичную шестерню. Фактически, будут активны обе передачи, и не будет происходить ненужного заклинивания и провалов в работе системы. Когда автомобиль наберет скорость, электроника сама определить, что пора повышать передачу и производить размыкание первого сцепления.

4efb741509b602242600110d

В общем, такие коробки более практичнее устаревших механических и не имеют проблем, которые есть у классических автоматов. Правда, их серьезным недостатком для наших автолюбителей считается высокая цена.