Вспененный алюминий — будущее автомобилестроения

Вспененный алюминий — будущее автомобилестроения

Судя по всему, гегемонии стального листа как основного материала для изготовления автомобильных кузовов скоро придет конец. Во всяком случае, конструкторы и технологи многих автомобильных компаний засучив рукава вовсю работают над новыми материалами — композитными и из вспененного алюминия, которые со временем способны вытеснить сталь из кузовного производства.

Взять, например, вспененный алюминий. Силовые элементы кузова — стойки, пороги, подрамники, изготовленные по такой технологии, выдерживают во время испытаний нагрузки, достаточные для использования этих деталей на автомобилях уже сегодня. А открывающиеся при этом перспективы только прибавляют исследователям энтузиазма. Во-первых, вспененный алюминий позволит существенно снизить массу автомобиля. Плотность алюминиевой «губки» можно варьировать, но даже в самом тяжелом варианте она не превышает 0,6 г/куб. см. Почувствуйте разницу: плотность стали равна 7,6 г/куб. см. Словом, появляется шанс уменьшить вес кузова в десять раз. Думается, дополнительные комментарии того, как это должно отразиться на динамических характеристиках автомобиля и величине расхода топлива, не требуются.

Между прочим, панели из вспененного алюминия не только легче стальных, они и в воде, плотность которой 1 г/куб. см, не тонут. Правда, дискуссии о том, станут ли автомобили по этой причине чем-то вроде амфибий, отложим до лучших времен. Фантастическое уменьшение веса впечатляет ровно до тех пор, пока не задумаешься, а не сдует ли автомобиль-«пушинку» с дороги порывом бокового ветра. А что, ведь размеры и «парусность» автомобиля оттого, что его будут строить из «пены», нисколько не изменятся. Самое время вспомнить и про подвеску. Кто ездил в пустом, а затем полностью нагруженном грузовом фургоне или даже семиместном минивэне поймут, о чем речь. Любая из имеющихся в распоряжении инженеров конструкций способна более-менее эффективно гасить колебания подрессоренных масс и обеспечивать необходимую плавность хода на все случаи жизни только при относительно небольшой разнице между «нетто» и «брутто» автомобиля, но с изначально чересчур легким автомобилем этот номер не пройдет.

Однако что это мы все «за упокой»? Использование панелей из вспененного алюминия имеет огромные перспективы в плане повышения безопасности. Кузовные элементы с пористой структурой при столкновениях обеспечивают активное сопротивление деформации и способны поглощать гораздо большее количество энергии удара, чем нейтрализует сминающийся стальной лист. Одновременно открываются новые возможности, связанные с такими свойствами вспененного алюминия, как его высокая вибростойкость и шумопоглощающая способность. Наконец, алюминиевая губка совершенно иначе проводит тепло, а значит, появляются новые и далеко не самые худшие нюансы по организации микроклимата в салоне как в трескучие морозы, так и когда машина находится под палящими солнечными лучами.