Апал-21541 Сталкер: знакомимся воочию с новым российским внедорожником

Впервые Апал-21541 «Сталкер» показали в сентябре 2003 года — этот каркасно-панельный внедорожник с бесхитростным, но харизматичным дизайном, сразу вызвал огромный интерес публики. Но тогда в производство машина не пошла, не срослось.

На дворе июль 2019 года: внезапно до нас доходит известие, что в Тольятти началось производство «Сталкеров», машина есть в наличии у одного из местных дилеров. Прошло 16 лет (!), а реакция публики на этот автомобиль прежняя — выражается неподдельным ажиотажным интересом. Шутка ли: нашу новость о старте продаж «Сталкера» за два дня прочитали 150 000 человек.

Корреспондент Дрома отправился в тольяттинскую фирму «Апал», которая продвигает этот проект, — и познакомился воочию с «новым старым» российским внедорожником.

Апал-21541 Сталкер, общий вид

В ЧЕМ ИДЕЯ

Что такое «Сталкер»? Если говорить упрощенно — это агрегаты классической «Нивы» (Lada 4×4) плюс совершенно оригинальный кузов. Он сделан по каркасно-панельной технологии, где несущая «клетка» сварена из стальных труб стандартного прямоугольного сечения, а все наружные панели отформованы из термостойкого композита на основе АБС-пластика. 

Перед исходной «Нивой» «Сталкер» имеет два принципиальных преимущества: 

1. Меньшая масса;

2. Абсолютная коррозионная стойкость всех внешних панелей.

Снаряженный вес новинки составляет 1170 кг, что на 115 кг, или на 9% меньше, чем у Lada 4×4. Благодаря этому машина имеет даже лучшую проходимость, чем у «Нивы» — может выбираться из глубокой и безнадежной грязи.

СНАРУЖИ

Нынешняя итерация «Сталкера» серьезно отличается от экспериментальных образцов модели, построенных в нулевые годы. Конструкторы говорят, что оптимизировали каркас и сделали более технологичными наружные элементы. Например, раньше передние расширители арок формовались воедино с крыльями, а сейчас они выполнены отдельными деталями. Такой подход позволил отказаться от глубокой вытяжки пластика, которая создает тонкие места и риски разрыва по ним.

В прототипах «Сталкера» гордостью разработчиков была окраска кузовных панелей в массе, то есть в процессе изготовления. Она позволяла не тратиться на отдельную окрасочную камеру, химию и стоки при производстве автомобилей. Сверху панели покрывались тонкой акриловой пленкой, которая давала лакированный блеск и защищала детали от выцветания. Однако на серийных образцах от окраски в массе отказались. Причина № 1: оказалось тяжело добиваться единого тона для всех панелей (все время получалась одна темнее, а другая светлее). Причина № 2: окрашенные в массе детали усложняют кузовной ремонт, поскольку потребителю пришлось бы искать деталь нужного оттенка, а производителю — выпускать ֿ«в запчасти» панели под автомобили всех выпущенных ранее цветов.

Серийные «Сталкеры» красят как обычные машины — из распылителей в окрасочных камерах, но покрытие все же нестандартное — это полиуретановый состав «Титан», который имеет шероховатую матовую текстуру и отличается высокой стойкостью к царапинам.

Наружные панели Сталкера отличаются высоким качеством изготовления. Дверная ручка взята от Лады Самары

Дизайном товарный внедорожник также отличается от прототипов. В частности, ребра жесткости на боковинах теперь имеют полукруглое, а не прямоугольное сечение. Вроде бы незначительный штрих, а экстерьер уже воспринимается как более выразительный и современный.

При взгляде на «Сталкер» совершенно нет ощущения кустарщины, как это нередко бывает с мелкосерийными автомобилями (привет, Тагаз Аквила!). Наоборот, очень фабричный облик — все кузовные панели отформованы ровненько и без перепадов в плоскостях подогнаны друг к другу. Зазоры приличные, но для пластика это нормально, поскольку коэффициент расширения у него выше, чем у стали.

Длина, ширина, высота «Сталкера» составляют 3550, 1646 и 1751 мм соответственно. Относительно стандартной «Нивы» детище «Апала» короче и уже (на 190 и 34 мм соответственно), но выше — на 111 мм.

ВНУТРИ

Передняя панель салона полностью оригинальная, но видна поэлементная унификация с Lada 4×4: от нее взяты комбинация приборов, блок климат-контроля, подрулевые переключатели, рычаги и кнопки 

В салоне расположение органов управления относительно друг друга и относительно водительского места полностью повторяет «Ниву». Оно и неудивительно — агрегаты не имеют с «донором» никаких различий. Сиденья и задний диван тоже нивовские. Более тесной машина не ощущается — спасибо тонким дверям и боковинам. Задний диван установлен заметно выше, чем у Lada 4×4, но потолок сверху не давит — он тоже выше.

Багажник здесь совсем крохотный, причем привычной дверцы для доступа к нему нет, вместо нее — поднимающийся объемный колпак, который охватывает задние окна и часть крыши. Отпирается он специальной рукояткой за водительским сиденьем, а поднимать колпак надо, ухватившись за две ручки — слева и справа. При необходимости колпак можно демонтировать — нужен лишь гаечный ключ, — в этом случае внедорожник превратится в ландоле. 

Повторим: по агрегатной части «Сталкер» полностью унифицирован с Lada 4×4. То есть под его капотом установлен 1,7-литровый бензиновый мотор мощностью 83 л.с. и крутящим моментом 129 Нм, он агрегатирован с 5-ступенчатой механической коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Привод — постоянный полный, есть принудительная блокировка межосевого дифференциала. Подвески: спереди — независимая пружинная на поперечных рычагах, сзади — зависимая пружинная. Рулевое управление оснащено гидроусилителем.

НА ХОДУ

Нам дали совершить короткую поездку за рулем «Сталкера». Товарные экземпляры 2019 года поберегли, достали прототип 2006 года постройки — это бывший выставочный образец оранжевого цвета, который поверх «обрызгали» вишневым «Титаном».

Поведение этой машины на ходу описывается очень просто — это «Нива», которая сбросила лишний вес. Легкий кузов уменьшает крены и клевки и, как говорят представители «Апала», значительно улучшает динамику и проходимость. ГУР, который давно входит в базовую комплектацию всех Lada 4×4, позволяет крутить баранку без напряжения мышц. Отдельное удовольствие доставляют характерные нивовские «фишки» — короткоходная педаль сцепления и четкий, клацающий механизм рычага КП. Эти особенности у Lada 4×4 идут еще от классических «Жигулей», а те, понятно, унаследовали их от итальянских Фиатов 60-х годов.

По вязкому берегу Волги машина прыгала, как егоза: сколько ни пытались засадить ее в мокрой грязи и песке — все тщетно. В воду забирались довольно глубоко — по верхнюю кромку колесных арок.

На off-road трассе неподалеку, которая используется для слета любителей внедорожных покатушек, «Сталкер» легко, хотя и со второй попытки, преодолел спецучасток, представляющий собой овраг с раскиданными по дну шинами. Кстати, углы съезда и въезда у апаловского внедорожника больше, чем у Lada 4×4.

По шумам и вибрациям «Сталкер» на уровне своего агрегатного «донора», то есть шумный и вибронагруженный. Но пластиковые панели кузова не создают дополнительного дискомфорта, значит, установлены они плотно. Здесь нужно отметить, что большая часть панелей крепится к каркасу болтами, но для отдельных деталей помимо болтов используется еще и клей.

ПРОИЗВОДСТВО И СБЫТ

«Сталкеры» выпускают и продают по Одобрению типа транспортного средства (ОТТС), выданному в конце 2016 года. Тогда еще не было требования об оснащении новых машин SOS-датчиками ЭРА-ГЛОНАСС, поэтому в комплектации внедорожника его нет. ОТТС бессрочный, но имеет ограничение по объему выпуска — не более 150 экземпляров.

Своего автозавода у фирмы «Апал» нет, ведь ее специализация — выпуск изделий из пластика и композитных материалов. Поэтому производство внедорожников ведется по контракту на мощностях «ВИС-Авто», дочерней компании АвтоВАЗа, которая известна фургонами и пикапами полурамной конструкции на базе Lada Granta и Lada 4×4. «Апал» производит только пластиковые панели для «Сталкера», «ВИС-Авто» же сваривает стальной каркас и собирает автомобили до товарной кондиции.

Внедорожник выпускается в одной-единственной комплектации, которая имеет АБС, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, аудиоподготовку и… все. Цена в 1 233 000 рублей, которая шокировала публику в середине июля, — это не злоупотребление дилера, это действительно та сумма, которую установил производитель. Напомним, что обычная трехдверная Lada 4×4 сейчас стоит от 519 000 рублей, то есть почти в 2,5 раза дешевле.

Сталкер рядом со своим агрегатным «донором»

Высокую цену в «Апале» аргументируют эксклюзивностью продукта. Ясно, что ничего общего с себестоимостью такой ценник не имеет — даже с учетом мелкосерийности не может металлопластиковый кузов обходиться в производстве дороже цельнометаллического. Скорее всего, эта цена установлена с тем расчетом, чтобы гарантированно отбить расходы на организацию производства автомобиля и еще немного заработать при тираже в 150 экземпляров. 

Оснастка, на которой формуют кузовные панели, — не временная, а серийная. То есть она рассчитана не на сотни, а на тысячи формовок деталей. Иными словами, оснастку явно сделали с надеждой продолжить производство внедорожника и после того, как будет исчерпан лимит нынешнего ОТТС. Но пока об этом говорят осторожно, поскольку для продолжения проекта придется сертифицировать машину заново — по современным, более строгим правилам. Главная загвоздка — к автомобилю придется адаптировать датчик ЭРА-ГЛОНАСС, а это дополнительные затраты на опытно-конструкторские работы и краш-тесты.

По состоянию на конец июля уже было собрано семь экземпляров «Сталкера», два из которых почти сразу обрели покупателей. До конца года тираж составит 60 машин. В «Апале» уверяют, что интерес к автомобилю проявляют и из-за рубежа — с фирмой связывались некие автодилеры из Пакистана, Кувейта, Албании и даже Японии.

Уже есть тюнинговая luxury-модификация — с силовым передним бампером, внедорожными шинами на легкосплавных дисках, светодиодными фарами, защитой поддона и экспедиционным багажничком на крыше. Доработки подготовила тольяттинская фирма F-Design, с ними цена внедорожника возрастает на 200 тысяч рублей.

Сталкер в тюнинге фирмы F-Design

Вскоре также должна появиться комплектация с кондиционером — его «забыли» в изначальной компоновке автомобиля, теперь адаптируют постфактум.

РЕЗЮМЕ

С концептуальной точки зрения «Сталкер» — очень крутая задумка. 100-процентная унификация с «Нивой» по агрегатам делает машину дешевой в эксплуатации, а металлопластиковый кузов позволяет использовать ее в условиях агрессивного климата. Интерес публики к «Сталкеру» огромный. Но с нынешней ценой 1,233 млн рублей это продукт весьма узкой ниши, его можно адресовать разве что коллекционерам или любителям внедорожных покатушек. Как и прочие «нивообразные», «Сталкер» идеален под комплексные доработки для тяжелого бездорожья.

Будь цена хотя бы 700-800 тысяч рублей, за этой машиной выстроились бы очереди. А если бы еще выпустили разнообразные модификации типа грузовичка или четырехдверного внедорожника… 

Но в «Апале» говорят, что «Сталкер» для них больше имиджевый проект, чем коммерческий. Это своего рода живая реклама основного профиля деятельности — смотрите, мол, что умеем делать из пластика.

В любом случае мы желаем такому интересному проекту удачи.

Текст, фото, видео: Заур Ханцев

Краткие технические характеристики Сталкера в сравнении с трехдверной Нивой

Модель Апал-21541 Сталкер Lada 4×4
Длина x ширина x высота 3550 x 1646 x 1751 мм 3740 x 1680 x 1640 мм
Колесная база 2200 мм 2200 мм
Снаряженная масса 1170 кг 1285 кг
Максимальная масса  1500 кг 1610 кг
Дорожный просвет, мм 200 мм 200 мм
Двигатель  ВАЗ-21214, бензиновый,

мощность — 83 л.с. / 5000 об.мин,

крутящий момент — 129 Нм / 4000 об. мин

ВАЗ-21214, бензиновый,

мощность — 83 л.с. / 5000 об. мин,

крутящий момент — 129 Нм / 4000 об. мин

Корбка передач 5-ступенчатая механическая; раздаточная коробка — 2-ступенчатая, с возможностью блокировки межосевого дифференциала 5-ступенчатая механическая; раздаточная коробка — 2-ступенчатая, с возможностью блокировки межосевого дифференциала
Тип привода Постоянный полный Постоянный полный

Сертификат на Апал-21541 Сталкер в базе Росстандарта: ОТТС № ТС RU Е-RU.МТ02.00620 от 26.12.2016