По сугробам без опаски

По сугробам без опаски

Бывают дни, когда даже самые ярые противники внедорожников с завистью смотрят на обладателей «Нив», «Ленд-Крузеров» и прочих «Чероки». Там, где обычная моноприводная легковушка беспомощно барахтается в выпавшем за ночь снегу (как это го- ворят, за сутки выпала месячная норма осадков?), автомобиль с шильдиком 4х4 проходит с такой легкостью, что его водителю даже не нужно совершать за рулем дополнительных действий.

А между тем в большинстве случаев для преодоления снежной преграды в черте города хватит и обычной машины с приводом на одну ось.

Требование к машине — хорошая зимняя резина. Требование к водителю — голова на плечах. Все остальное уже не так существенно. Если два первых условия соблюдены, то автомобиль может остановить либо недостаточная нагрузка на ведущую ось (что присуще заднеприводным машинам), либо глубокая колея и, как следствие, посадка автомобиля на «брюхо». Но и с тем, и с другим можно справиться. Однако обо всем по порядку.

Итак, почему «в сугробах» так важны шины? А дело все в том, что именно они, цепляясь за снег и даже за лед, вытаскивают машину — ни мощность двигателя, ни дорожный просвет при этом такого большого значения не имеют. Ну что толку, если у машины большой клиренс, а колеса срываются в пробуксовку при малейшем касании педали газа. Нужна «обувка» по сезону — зимние шины. Правда, при выборе следует учитывать, что проходимость — лишь одна из характеристик покрышек, причем не самая важная. Но в любом случае крупный зимний рисунок вкупе со специальным составом резины позволяет обеспечивать гораздо более высокое сцепление с дорожным покрытием, чем предлагает летняя или всесезонная «обувь».

Если автомобиль и теперь буксует, следует обратить внимание на того, кто сидит за рулем. Ведь чаще всего машину в снег «засаживает» неуч, который непонятно с какой стати жмет на газ «на все деньги». А между тем, если мы имеем дело с глубоким снегом, допускать блокировку или пробуксовку колес как раз-таки и нельзя. Благополучный старт начинается с умелого финиша. Останавливать машину следует без блокировки колес, чтобы перед ними не образовался снежный или ледяной клин. Когда автомобиль начнет двигаться, эта «горка» может стать непреодолимым препятствием для колеса. А потому главный принцип — останавливаться и трогаться как можно аккуратней.

Хорошо, остановились без «клина», начинаем движение плавно, и… ведущие колеса все равно срываются в пробуксовку. Тогда меняем тактику. Начинаем раскачивать машину взад-вперед, постепенно увеличивая амплитуду. Включаем первую передачу и аккуратно трогаемся. Не дожидаясь момента начала проскальзывания колес, выжимаем сцепление, и автомобиль откатывается назад. Если этой инерции недостаточно, включаем реверсивную передачу и точно так же слегка сдаем назад. Цикл повторяем несколько раз. Обратите внимание: работаем только педалью сцепления, причем, заметьте, ювелирно работаем. А газ держим лишь для того, чтобы были повыше обороты двигателя (порядка 1200-1500 об/мин). В случае с автоматической коробкой между переключениями передач нажимаем тормоз.

Наша задача — раскачать машину и, воспользовавшись возросшим ходом, выехать из снежного плена. Так как целью не стоит «штурмовать» снег с третьего качка, попытку вырваться предпринимаем только тогда, когда для этого есть реальная возможность: совершая «заход», вы должны удостовериться, что пробуксовки колес не возникает. Этот метод оказывается действенным во многих случаях, если только нет серьезных препятствий для движения или же снега так много, что автомобиль садится на «брюхо». Разве что у тяжелых заднеприводных машин возникают определенные сложности: передние колеса с трудом катятся по рыхлому снегу и затормаживают автомобиль. Тогда раскачивание можно совместить с толканием (на эту работу нужно подрядить пассажиров или прохожих), главное, чтобы направления ваших усилий совпадали.

Увы, увидеть умелого водителя и хорошего помощника вместе мне еще не доводилось. Или в машине сидит оболтус, или толкает автомобиль человек, действующий без понятия. В итоге получается как в известной басне Крылова: все выбиваются из сил, а воз (читай, «Омега», «Скорпио», «Сиерра») и ныне там. Ну да ладно, прямо продвигать машину еще кое-как они могут. Но если в этой рыхлой каше есть некое подобие колеи либо следует машину как-то повернуть, развернуть, тут уже беда. У переднеприводного автомобиля такой проблемы не существует: колеса сами вытягивают машину на траекторию. А вот в случае с классической компоновкой все несколько сложнее. Причина все в том же: передние колеса ведут себя пассивно, а потому повернуть машину в глубоком, рыхлом снегу затруднительно.

Самое интересное, что человек, толкающий авто, по-прежнему продолжает действовать «по прямой». Дескать, руль повернут, колеса тоже, вот машина сейчас и повернет. Тогда почему же она продолжает стоять на месте? А между тем толкнуть автомобиль вбок, особенно в районе задней оси, проще простого. Это выполняется следующим образом: водитель срывает ведущие колеса в пробуксовку, а «толкач» легким нажатием руки перемещает машину вбок. Секрет прост — буксующие колеса теряют последние остатки сцепления с покрытием, а потому сдвинуть автомобиль вправо-влево не составляет особого труда. Правда, это удается лишь в том случае, если машина не сидит в колее.

Кстати, заднеприводному автомобилю тяжелее передвигаться по снегу еще и потому, что ведущая ось нагружена лишь частично (если только это не «Запорожец» или «Порше»). Вывод очевиден: нагрузите колеса. Как? Самое простое — посадите в машину на заднее сиденье как можно больше людей. В самом пиковом случае навалите побольше… снега в багажник (только как вы потом его будете оттуда выгребать?). Главное, чтобы ось была как следует нагружена. А с этим можно и переборщить: слишком тяжелый автомобиль также плохо преодолевает сугробы. Некоторые водители загружают багажник под завязку и возят с собой с центнер балласта. Если подобное и оправдано в гололед или сильный снегопад, то в обычные дни машину лучше разгружать, иначе на АЗС придется заезжать чаще.

А вот с глубокой колеей так просто не справиться. И тут уж три варианта. Можно попытаться срезать слой снега лопатой и кинуть его в «траншеи», что осуществимо в случае с рыхлым снегом, но не пройдет в оттепель, когда тот превращается в лед. Вероятно, есть возможность проехать по дороге со смещением, но сначала следует пройти весь участок и убедиться, что этот способ подходит. Если же ничего не выходит, то лучше вовсе отказаться от «штурма» и найти другую дорогу.

Вообще, езда по глубокому снегу, особенно по «твердой» колее, чревата серьезными последствиями для технического состояния вашего автомобиля. Кто его знает, что скрывается под этим «покрывалом». Может, пень, может, валун. И тогда бамперу, а еще хуже, картеру двигателя, КПП мало не покажется. Двигаясь по колее, вы рискуете порвать о лед тормозные шланги, чехлы ШРУСов. Поэтому прежде чем начать движение в «неизведанное», «фарватер» лучше проверить.

Это тем более необходимо в случае, если преодолевать препятствие предстоит с ходу. Например, когда приходится ехать в гору или когда глубокий снег (колея) существенно затормаживает машину. Тогда останавливаться нельзя ни в коем случае: упадет скорость, автомобиль встанет, и все — пора искать подмогу или браться за лопату. Так пожелаем же, чтобы этот инструмент нашему брату никогда не понадобился!

И напоследок несколько советов:

1. Проблему легче предотвратить, чем впоследствии решать — трудный участок лучше заранее расчистить. Если же речь идет о выезде с «насиженного» места, когда предстоит тронуться, а колесам катастрофически не хватает сцепления с дорогой, имейте в виду, что лопатой вы не только уберете лишний снег, но и создадите еще один скользкий участок. Постарайтесь этого избежать.

2. Если под колесами образовалась ледяная пленка, ее следует ликвидировать. Улучшить сцепление можно песком или даже… снегом. Если день морозный, то снег на льду быстро «схватится» и создаст приемлемое для колес сцепление.

3. По возможности держите передние колеса своего автомобиля прямо, поскольку тогда сопротивление для движения минимальное. Впрочем, можно попытаться «нащупать» лучшее сцепление, поворачивая рулевое колесо на разные углы вправо-влево (для переднеприводных автомобилей).

4. Наконец, помните, что чем раньше вы оставите попытку быстро прорваться и начнете действовать правильно, тем проще будет вытащить автомобиль из снега. Если ведущие колеса пробуксовывают, то очевидно, что просто так машина с места уже не тронется. В этом случае не надо «перебирать» передачи и наблюдать за стрелкой спидометра, приближающейся к 100 км/ч. Попробуйте выехать «в раскачку», найдите помощника. Эти меры будут действенны, когда на машине резина неважная или нагрузка на ведущую ось недостаточная. А что толку пытаться толкать автомобиль, когда он уже прочно сидит в колее. Просто не нужно до этого доводить