Как обслуживать дизельный двигатель зимой?

Как обслуживать дизельный двигатель зимой?

Зимой владелец дизельного автомобиля обычно сталкивается, если можно так выразиться, с топливной проблемой. Выпадение нефтяных парафинов и увеличение вязкости летнего дизельного топлива начинается уже при температуре около 0оС. Топливо теряет способность к фильтруемости уже при -6оС, а застывает при -14оС. Фильтр тонкой очистки становится непреодолимым препятствием для топлива, которое не может пройти через «забитые» парафинами капилляры фильтрующего элемента. Именно по этой причине, даже если удалось запустить двигатель (за счет подогрева небольшого количества топлива свечами накала), через несколько минут он глохнет. Уже при температуре ниже +5оС, вследствие повышения вязкости, ухудшаются условия смесеобразования и самовоспламенения дизельного топлива, что приводит к усилению конденсации горючего, увеличению его расхода и снижению мощности двигателя.

Если двигатель удалось запустить, то это еще не означает решение всех проблем. Вас может поджидать еще одна неприятность — переохлаждение фильтра тонкой очистки при обдуве холодным воздухом, что снижает фильтруемость топлива вплоть до полного прекращения его подачи. Это во многом зависит от расположения фильтра, в частности, его защищенности от встречных воздушных потоков и расстояния от двигателя.

Как же все-таки обеспечить уверенный пуск двигателя и бесперебойную его эксплуатацию зимой? Можно пойти по пути применения химических средств — присадок к дизельному топливу, снижающих вязкость и препятствующих образованию парафинов. Однако использование присадок имеет и существенные негативные стороны. Во-первых, они достаточно дороги ($5-7 на 60-100 литров топлива). Во-вторых, они оказывают агрессивное воздействие на топливный насос и детали двигателя. В-третьих, их применение требует соблюдения строгих пропорций между количеством вводимой присадки и количеством топлива в баке. При этом необходимо учитывать количество ранее введенной добавки.

Самым эффективным способом решения проблемы запуска и эксплуатации дизелей в зимний период является установка систем предварительного и эксплуатационного подогрева топлива в топливной магистрали. Такие подогреватели входят в штатную комплектацию некоторых типов иномарок либо устанавливаются под заказ. В основном это подогреватели проточного типа, монтируемые между крышкой фильтра и фильтром или встраиваемые в топливную магистраль. Так как большинство эксплуатирующихся у нас автомобилей все-таки не имеют штатных подогревателей, а предложение такого типа зарубежных изделий на рынке незначительно (при очень значительных ценах), то проблема до недавнего времени стояла достаточно остро.
Подогреватель «Номакон»

Сегодня можно сказать: проблема перестала быть актуальной, т.к. появились подогреватели дизельного топлива «Номакон», разработанные и производимые одноименным предприятием.

Подогреватели «Номакон» выпускаются в нескольких модификациях: предпусковой подогреватель фильтра тонкой очистки, универсальный проточный подогреватель, полностью автоматизированная система подогрева, предназначенная для предпускового и эксплуатационного подогрева топлива. Конструкция подогревателей и технические характеристики обеспечивают возможность их установки практически на любой автомобиль с напряжением питания 12 В независимо от конструктивных особенностей элементов топливной магистрали, в том числе фильтра тонкой очистки.

Предпусковой подогреватель представляет собой бандаж-термошубу, перекрывающую большую часть поверхности фильтра. Такая конструкция позволяет обогреть большую часть боковой поверхности фильтра и одновременно защитить его от охлаждения встречными потоками холодного воздуха при движении. Время предпускового подогрева 2-5 минут, в зависимости от температуры окружающей среды. Выпускаются подогреватели четырех типоразмеров на диаметры фильтров от 72 до 105 мм и мощностью 110-140 Вт. Режим работы кратковременный или постоянный.

Проточный подогреватель предназначен для нагрева проходящего через него топлива при работающем двигателе. Топливо в подогревателе проходит путь длиной почти метр, нагреваясь на 15-25о, в зависимости от расхода. Подогреватель выполнен на основе саморегулирующихся нагревательных элементов и имеет мощность 120-140 Вт.

Автоматизированная система подогрева состоит из предпускового и проточного подогревателей, управляемых электроникой на базе микропроцессора. Программа, заложенная в память процессора, обеспечивает включение системы при снижении температуры окружающей среды ниже +3оС, устанавливает последовательность включения подогревателей и свечей накала, выбирает время предпускового подогрева, отключает систему при падении напряжения в сети ниже 7 В, а также выполняет ряд других функций.