Эксплуатация топливного насоса высокого давления

Эксплуатация топливного насоса высокого давления

Топливный насос высокого давления, без сомнения, является «сердцем» системы питания дизельного двигателя. Взять хотя бы стоимость: цена нового дизельного топнасоса превышает сумму, которую приходится платить при покупке, например, подержанного автомобиля марки VW Golf, Opel Kadett или Ford Escort выпуска до 1984 года.

По числу насосных секций и способу распределения топлива по цилиндрам топливные насосы высокого давления (ТНВД) делятся на два типа — рядные и распределительные. Рядные ТНВД — громоздки и поэтому широкого распространения на дизелях легковых автомобилей не получили. Если не брать в расчет Mercedes-Benz, то остальные автомобильные компании сделали ставку на насосы распределительного типа. Устройство такого насоса показано на рисунках.

 

Устройство распределительного ТНВД:
1 — редукционный клапан;
2 — всережимный регулятор;
3 — дренажный штуцер;
4 — корпус насосной секции высокого давления в сборе с плунжерной парой и нагнетательными клапанами;
5 — топливоподкачивающий насос;
6 — лючок регулятора опережения впрыска;
7- корпус ТНВД;
8 — электромагнитный клапан выключения подачи топлива;
9 — кулачково-роликовое устройство привода плунжера.

 

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

 

Результаты использования альтернативного топлива — образование отложений, осмоление, разрушение резиновых уплотнений.
Износ плунжера из-за наличия в топливе механических примесей.
Износ пальца ролика и крестовины кулачковой муфты, обусловленный потерей соляркой смазывающих свойств.
Подачу топлива из бака в ТНВД обеспечивает топливоподкачивающий насос (5), а редукционный клапан (1) поддерживает стабильное давление на входе в насосную секцию ТНВД, которая расположена в корпусе (4).Плунжерная пара насосной секции представляет собой золотниковое устройство, регулирующее количество впрыскиваемого топлива и распределяющее его по цилиндрам дизеля в соответствии с порядком их работы. Этот золотник на самом деле и мал, и дорог. От долговечности плунжерной пары зависит ресурс ТНВД и многие показатели дизеля. Если придется ремонтировать топнасос с заменой плунжерной пары, то только за запасную часть придется заплатить: ТНВД Lucas — от 185 у.е.; ТНВД Bosch — от 170 у.е. Это связано с тем, что, во-первых, плунжер и его гильзу изготавливают по сложной технологии, которая должна гарантировать как высокую точность размеров, так и исключительное качество поверхностной обработки. Во-вторых, зазор между плунжером и его гильзой подбирается методами селективной сборки — иначе невозможно обеспечить одновременно и высокое давление впрыска, и необходимую подвижность плунжера внутри гильзы.

Всережимный регулятор (2) обеспечивает устойчивую работу дизеля в любом режиме, задаваемом водителем с помощью педали акселератора, и ограничивает максимальные обороты коленчатого вала, а регулятор опережения впрыска топлива (6) изменяет момент подачи топлива в цилиндры в зависимости от частоты вращения коленвала.

Топливоподкачивающий насос подает в ТНВД топливо в гораздо большем объеме, чем требуется для работы дизеля. Излишки возвращаются в бак через дренажный штуцер (3). Что касается электромагнитного клапана (8), то он предназначен для остановки дизеля. При повороте ключа в замке зажигания в положение «выключено» электромагнитный клапан перекрывает подачу топлива к плунжерной паре, а значит, и в цилиндры дизеля, это и требуется, чтобы заглушить силовой агрегат.

 

 

ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

Кулачково-роликовое устройство привода плунжера. Стрелками показана коррозия и выкрашивание, ставшие следствием работы на топливе с водой.
Износ пальца ролика и крестовины кулачковой муфты, обусловленный потерей соляркой смазывающих свойств.
ТНВД надежны и долговечны. Известны случаи, когда при проверке на станциях диагностики, оборудованных специальными стендами, ТНВД, выпущенные еще в начале 1980-х, по своим характеристикам продолжали соответствовать заводским параметрам. И тем не менее отказы встречаются. По причине неисправности ТНВД повышается расход топлива, ухудшается запуск, дизель неустойчиво работает на холостом ходу, вяло, с запаздыванием или в виде рывка реагирует на педаль газа.Исследования дефектных ТНВД показывают, что основной предпосылкой выхода их из строя было использование некондиционного топлива. Дело в том, что ТНВД изнутри заполнен топливом, которое является смазкой для плунжерной пары и всех других движущихся деталей топнасоса. Если эта смазка загрязнена большим количеством механических примесей, имеет в своем составе воду, потеряла смазывающие свойства из-за смешивания с керосином, бензином или этанолом (к чему иногда приходится прибегать зимой), то рано или поздно с ТНВД возникнут проблемы. За рубежом в последнее время стало настоящим камнем преткновения широкое использование вместо солярки так называемых альтернативных видов топлива — продуктов переработки рапсового масла и других видов растительного сырья.

Следует знать, что если у бензиновых двигателей в топливе допускаются примеси размером до 0,05 мм, то в дизелях — никак не более 0,003 мм. Кстати, рекомендации по обслуживанию систем питания дизелей, приведенные в инструкциях по эксплуатации иномарок, не учитывают качество отечественной солярки, а реалии таковы, что сроки слива отстоя, замены фильтра или его фильтрующего элемента в наших условиях обязательно следует сократить. Между прочим, засоренный фильтр создает немалое гидравлическое сопротивление, что не лучшим образом сказывается на долговечности топливоподкачивающего насоса.

Отдельный вопрос — отказ электромагнитного клапана выключения подачи топлива, когда дизель не удается запустить или, наоборот, заглушить поворотом ключа в замке зажигания. Если эта неисправность не связана с поломкой реле включения клапана и является результатом заклинивания самого клапана, что опять-таки может быть следствием использования некондиционного топлива, то для того, чтобы лишь добраться до гаража или ремонтной мастерской, поступают следующим образом. Из клапана вынимают сердцевину и устанавливают на место только корпус. Теперь двигатель будет запускаться, а вот глушить его придется, «задушив» тормозами. Правда, торопиться «потрошить» старый клапан не советуем. Оригинальная запасная часть будет стоить 65-85 у.е. (Bosch) или 40 у.е. (Lucas). Дешевле обойдутся электромагнитные клапаны от поставщиков запасных частей — от 20 у.е. (DTP) или от 16 у.е. (Flag).